Познавательно–творческий проект в подготовительной к школе группе "Азы финансовой грамотности"

Сроки реализации проекта: долгосрочный (ноябрь – декабрь).

Участники проекта: педагоги и воспитанники подготовительной группы, родители.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать первичные представления о деньгах; научить детей правильному отношению к деньгам и разумному их использованию; разъяснить, что такое труд, товар, торговля, цена.
  2. Развивать словарь, связную речь, приобщать детей к русскому народному фольклору.
  3. Воспитывать у детей умение: правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.); бережливости, честности.

Планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом разумно тратим, экономим.
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине; деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов).
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Актуальность проекта

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотность в сфере финансов воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа "от простого - к сложному", в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек с раннего возраста в сфере финансов, поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше будут сформированы полезные финансовые привычки. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга, бережливости и экономии.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

  • "Модель трех вопросов";
  • определение цели и задач проекта;
  • подбор иллюстраций, книг, раскрасок, настольных игр, художественной литературы; подбор стихов, загадок, пословиц о труде; создание картотеки дидактических игр, презентаций, интерактивных игр;
  • разработка плана мероприятий с воспитанниками и родителями.

2 этап – практический

  • Сюжетно – ролевые игры: "Магазин игрушек", "На почте", "Булочная", "Покупаем овощи и фрукты", "Семейный бюджет", "Работа инкассаторов", "Сбербанк", "Поездка в автобусе".
  • Беседы по теме: "Что такое деньги?", "Какие бывают деньги?", "Деньги разных стран", "История денег", "Что такое реклама?", "Береги деньги".
  • Чтение художественной литературы: "История о рублике и его друзьях", "Откуда берутся деньги".
  • Просмотр и обсуждение презентаций: "Семейный бюджет", "Доходы и расходы", "Товар и торговля", "Ярмарочные гуляния", "Вот, какая ярмарка!".
  • Загадывание загадок и решение ситуационных задач, способствующие формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей "Выгодно – невыгодно", "Потребности и желания", "Как деньги попадают к нам в дом".
  • Создание лэпбуков: "Юный экономист", "Экономика для дошкольников".
  • Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде; песен "Ах, ярмарка", "Ой, вставала я ранешенько".
  • Театрализованная деятельность: мини постановки "Хочу и могу", "Зайкина находка", "Семечки", "Задорные коробейники"; танцев "Веселые платочки", "Удалые ложкари", "Русская плясовая".
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов: "Муха – цокотуха", "Жирафа и очки", "Как старик корову продавал", "Пятачок", "Золотая антилопа", "Золотой ключик", "Али баба и сорок разбойников", "Уроки тетушки Совы. Финансовая грамотность", "Смешарики. Финансовая грамотность", "Семья Барбоскиных": серия 78 "Как дедушка собирался на море?".
  • Продуктивная деятельность: рисование и лепка по теме "Моя семья", "Семейный бюджет", "Вот, какие деньки!", "Всей семьей за покупками", "Купи билет", "Все профессии важны, все профессии нужны".
  • Изготовление коллажей, книжек-малышек по теме "Профессии", "Пословицы и поговорки о труде", "Моя реклама".
  • Проведение итогового мероприятия "Ах, какая ярмарка!"

3 этап - аналитический

  • анализ результатов работы;
  • систематизация материала;
  • презентация проекта.

План мероприятий с родителями

Содержание работы 

Ответственные

Сроки

1.

Познакомить родителей с предстоящей работой над проектом. Письмо родителям.

Воспитатели

В ходе реализации проекта

2.

Принимают участие в изготовлении книжек-малышек на тему: «Семейный бюджет». 

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

3.

Участвуют в подборе художественной, энциклопедической литературы по теме проекта.

Воспитатели, родители

В ходе реализации проекта

4.

Изготовление игр по теме проекта,  поделок «Сказочная копилка», «Банкомат».

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

5.

Консультация для родителей «Формирование основ экономического воспитания в семье», «Семейный бюджет»

Воспитатели

В ходе реализации проекта

6.

Консультация для родителей «Учимся экономить»

Воспитатели

В ходе реализации проекта

7.

Выставка фотографии в соответствии с тематикой проекта: «Покупки в магазине», «Мы и банкомат» и т. д.

Родители, воспитатели

В ходе реализации проекта

8.

Изготовление книжек-малышек  на тему: «Мультики и финансы»

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

9.

Рисунок выходного дня «Моя денежная единица»

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

В результате проделанной работы, мы уверены, что у воспитанников сформировалось первичное понимание финансово-экономических терминов, понимание взаимосвязи между деньгами и трудом, умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, что трудиться, помогать старшим – хорошо, а лениться – плохо.

Мы смогли заложить основы разумного финансового поведения, заложили важные для жизни качества, как трудолюбие, уважение к себе, другим людям, своему и чужому труду, веру в себя, настойчивость, терпение и оптимизм. Все эти качества во многом предопределяют финансовое благополучие человека во взрослой жизни.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!