Развитие детской инициативы посредством сюжетно-ролевой игры

Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, педагогов.

Цель: выявление и апробирование наиболее эффективных условий развития и поддержки творческой инициативы у детей дошкольного возраста через сюжетно–ролевую игру.

Задачи:

  • создать развивающую предметно – пространственную среду для обогащения сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;
  • расширять область самостоятельных инициативных действий детей в выборе роли, разработке и осуществления замысла, создании игровой обстановки;
  • развивать самостоятельность, инициативу, творчество, навыки саморегуляции посредством сюжетно-ролевых игр;
  • обогатить игровой опыт дошкольников;
  • формировать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • повысить педагогическую компетентность родителей в области организации сюжетно-ролевых игр детей.

Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии

В педагогическом словаре отмечается, что понятие "инициатива" можно определить как почин, "первый шаг". В ФГОС ДО одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребенку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью

Личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. А в свою очередь игра способствует развитию инициативы и активности.

В игре все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различные ситуации, легко создает замысел и реализует его.

Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребенка.

Необходимым условием развития детской инициативы является сюжетно–ролевая игра. Именно она предоставляет ребенку возможности проявить воображение и творчество:

  • в создании игровой обстановки – ребенок может самостоятельно подбирать костюмы, атрибуты для игры; использовать предметы - заместители;
  • в развитии сюжета игры; он может использовать сюжеты, знакомые по художественным произведениям, мультфильмам, сказкам, наблюдаемые в реальной жизненной ситуации, а может придумывать свои собственные;
  • в ролевом поведении; он может демонстрировать игровые действия, основанные на знаниях об окружающем мире и личном опыте, а может осваивать новые игровые действия по собственному замыслу,
  • в использовании новых способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Условия для поддержки и развития детской инициативы в сюжетной игре

Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, отсюда:

  1. педагог наблюдает за действиями детей, их замыслами, чтобы знать и развивать игровые желания детей
  2. изменяем развивающую предметно-пространственную среду, делая ее доступной, мобильной.
  3. используем принцип развивающего общения: формируем у детей определенные знания, обогащаем жизненный опыт (беседы, вопросы поискового характера, экскурсии, оформление альбомов, выставки рисунков, чтение, слушание песен, творческие задания на придумывание продолжения истории с использованием ТРИЗ: "Что было бы если…" и др.);
  4. предоставляем детям свободу выбора своей деятельности, роли, направляем их на самостоятельное придумывание и проигрывание различных игровых ситуаций;
  5. организуем совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений.

Обогащаем ролевое поведение путем внесения новых атрибутов в игру детей

Используем прием "параллельная игра – роль" (взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками, направленными на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни).

На первом этапе реализации, в среднем дошкольном возрасте, учим детей связывать по смыслу несколько условных действий, содержание которых зависит от наличия игровой обстановки; активно использовать предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; многократно воспроизводить понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Педагог выступает в роли партнера – участника, вдохновителя игры.

На втором этапе вместе с детьми определяем первоначальный замысел, создаем и видоизменяем имеющуюся игровую обстановку, развертываем отдельные сюжетные эпизоды, обсуждаем игровые роли, используем разнообразные ролевые диалоги. Педагог при содержательной игре детей "уходит в тень".

На третьем этапе побуждаем детей самостоятельно осуществлять разнообразные игровые замыслы; активно создавать предметную обстановку "под замысел"; комбинировать (связывать) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивать оригинальный сюжет, при этом осознанно использовать смену ролей; воплощать замысел преимущественно в речи (словесное придумывание историй). Педагог выступает "хранителем" игрового времени.

Таким образом, для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе, обеспечение игрового времени и пространства, создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников этой деятельности.

Планируемые или полученные результаты

дошкольники:

  • самостоятельны в выборе темы игры;
  • находят оригинальное решение игровых задач;
  • изготавливают атрибуты для игр, используют самодельные игрушки для игры;
  • самостоятельно готовят игровое пространство.

педагоги:

  • повысилась профессиональная компетентность в области поддержки и развития инициативы игровой деятельности дошкольников;
  • появилась гибкость педагогической позиции.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!