Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, педагогов.
Цель: выявление и апробирование наиболее эффективных условий развития и поддержки творческой инициативы у детей дошкольного возраста через сюжетно–ролевую игру.
Задачи:
Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии
В педагогическом словаре отмечается, что понятие "инициатива" можно определить как почин, "первый шаг". В ФГОС ДО одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребенку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью
Личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. А в свою очередь игра способствует развитию инициативы и активности.
В игре все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различные ситуации, легко создает замысел и реализует его.
Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребенка.
Необходимым условием развития детской инициативы является сюжетно–ролевая игра. Именно она предоставляет ребенку возможности проявить воображение и творчество:
Условия для поддержки и развития детской инициативы в сюжетной игре
Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, отсюда:
Обогащаем ролевое поведение путем внесения новых атрибутов в игру детей
Используем прием "параллельная игра – роль" (взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками, направленными на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни).
На первом этапе реализации, в среднем дошкольном возрасте, учим детей связывать по смыслу несколько условных действий, содержание которых зависит от наличия игровой обстановки; активно использовать предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; многократно воспроизводить понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Педагог выступает в роли партнера – участника, вдохновителя игры.
На втором этапе вместе с детьми определяем первоначальный замысел, создаем и видоизменяем имеющуюся игровую обстановку, развертываем отдельные сюжетные эпизоды, обсуждаем игровые роли, используем разнообразные ролевые диалоги. Педагог при содержательной игре детей "уходит в тень".
На третьем этапе побуждаем детей самостоятельно осуществлять разнообразные игровые замыслы; активно создавать предметную обстановку "под замысел"; комбинировать (связывать) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивать оригинальный сюжет, при этом осознанно использовать смену ролей; воплощать замысел преимущественно в речи (словесное придумывание историй). Педагог выступает "хранителем" игрового времени.
Таким образом, для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе, обеспечение игрового времени и пространства, создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников этой деятельности.
Планируемые или полученные результаты
дошкольники:
педагоги: