Система работы в ДОО по развитию творческих способностей детей: Модель "Детский сад как театр"

Сегодня, к молодым специалистам, при устройстве на работу предъявляются такие требования как творческий подход к решению поставленных задач, инициативность, обладание нестандартным и креативным мышлением.

Плодотворный опыт педагогов ДОО в этом направлении позволил нам создать модель "Детский сад как театр".

Реализация модели, обеспечивает развитие творческих способностей детей, предполагает развитие задатков и раннее выявление одаренности при определенных условиях, способствующих формированию театрализованной деятельности как культурной практики. В нашей модели театрализованная деятельность является систематизирующей, которая переплетается с сюжетно-ролевой игрой, режиссерскими играми и абсолютно оригинальной системой – дидактическим театром.

Важнейшими условиями реализации модели "Детский сад как театр" являются:

  • атмосфера творчества в ДОО;
  • эстетическая среда;
  • сотворчество педагога, ребенка и семьи;
  • эмоциональное развитие ребенка, обогащение его личного опыта, чувственного восприятия.

Атмосфера творчества в детском саду достигается через создание условий и мотивацию детей к активной творческой деятельности. В данной модели мы рассматриваем личность ребенка неразрывно от его семьи: особенностей семейного воспитания, культурных традиций, жизненных ценностей. Все выше перечисленное, т.е. условия реализации модели является фундаментом воспитательно-образовательной системы.

Воплощение модели "Детский сад как театр" в жизнь идет поэтапно.

На первом этапе (репродуктивном) мы решаем задачи обогащения личного опыта ребенка через создание культурно-познавательной среды: насыщаем жизнь детей впечатлениями от просмотра спектаклей, чтения художественной литературы, восприятия музыкальных произведений, знакомства с шедеврами изобразительного искусства.

В этот период одним из ведущих методов является театрализованная игра, которая представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Ребенок оказывается в роли "очарованного зрителя", педагог – артист, чародей, а родители это наши большие помощники, которые принимают участие в совместных мероприятиях, вносят свои предложения и обсуждают проблемные вопросы за "круглым столом".

На втором этапе предполагается самостоятельная деятельность детей в условиях заданной проблемной ситуации, требующей от них нестандартного оригинального решения и ответственности за достижение результата (например, дети разыгрывают сказку "Колобок", со счастливым концом, придумав его самостоятельно).

Именно на этом этапе реализуется возможность каждого ребенка стать участником новой коллективной формы деятельности. Создание в группах индивидуально-творческой среды, обеспечивает свободу выбора каждому ребенку средств к самовыражению.

Родители воспитанников занимают уже позицию наших партнеров и вместе с детьми начинают активно работать в творческих мастерских: в костюмерной, декораторской, гримерной, изготавливая атрибуты, декорации и костюмы к спектаклям. Именно на этом этапе для которого характерны инициатива, автономность и ответственность за достижение результата вводится такая форма как "дидактический театр". На этом этапе педагог теперь выступает в роли "режиссера", "дирижера" совместной детской деятельности, а дети - "заботливые исполнители".

На третьем этапе – кульминация "спектакля" и одновременно старт для новых достижений. Этот этап характеризуется высоким уровнем самостоятельности детей в проявлении своего творчества. Дети самостоятельно ищут средства выразительности для передачи образа, импровизируют, приобретают индивидуальный стиль исполнения деятельности, превращаются в "артистов", творцов.

Теперь для ребенка важен не конечный результат (спектакль), а сам процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения придуманного им образа. Результатом этого этапа являются собственно режиссерские работы детей – когда ребенок знает, что он хочет показать, ради чего он действует, какие выразительные средства использует для достижения поставленной цели, каковы его результаты и его отношение к этому результату.

И если образно представить путь ребенка от "очарованного зрителя", до "творца" в виде ступеней, мы увидим, что путь педагога и родителя, ведущего ребенка к "вершине" творчества, зеркально противоположный. Теперь мы – "очарованные зрители", открывающие для себя новое и удивительное в ребенке.

Таким образом, организационно-педагогические условия созданные в ДОО в ходе реализация модели "Детский сад как театр", способствуют творческому росту, развитию детей, а главное эффективному взаимодействию всех участников образовательных отношений в едином культурно-образовательном пространстве "Детский сад - семья".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом