Конспект занятия по коррекции ОНР "Употребление предлога "В" с существительными"

Для детей старшей группы.

Лексическая тема: Магазин.

Цель: Знакомство с новыми словами-помощниками - предлогом "В".

Задачи:

  • расширение и активизация словаря по теме "Магазин";
  • формировать умение правильно употреблять предлог "В" с существительными;
  • развитие умения составлять простые предложения с предлогом "В" и схемы предложений.
  • развитие логического мышления, слухового и зрительного внимания, памяти.

Оборудование: дидактический материал, картинки с изображением продуктов, игрушка Кролик, схема предлога, корзина большая, корзинки маленькие 6 штук, пластиковые продукты.

План и ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

Здравствуйте!

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

 Доброе утро!

 

2. Сообщение лексической темы

Ребята, к нам в группу пришел Кролик и принес с собой письмо. Давайте узнаем, что в нем написано?

«Здравствуйте дорогие ребята. Я позвал Винни Пуха и Пятачка в гости, но у меня к чаю ничего нет. Где и какие продукты я могу купить к чаю? Помогите мне с покупками»

 

Как вы думаете, где Кролик может купить сладости?

Правильно.

 

3. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в магазин, чтобы совершить полезные, интересные и вкусные покупки.

Послушайте внимательно предложение: «Кролик ушел в магазин». Первое слово в этом предложении - кролик, второе слово - ушел, а какое третье слово?

 В магазин- нет такого слова. Есть слово магазин. В - это маленькое слово; оно пишется отдельно, как всякое слово в предложении. Такие маленькие слова называются предлогами (показ схемы предлога.) Если мы не скажем предлог, послушайте, что получится: «Кролик ушел магазин».

Так говорить правильно?

(Воспитатель рисует длинную линию-предложение (на доске).

«Кролик ушел в магазин» - Какое первое слово в этом предложении? (Воспитатель рисует под длинной линией первую короткую линию слово. Далее произносит предложение, указывая сначала на первую линию-слово.)

Какое второе слово?

(Рисует вторую линию-слово)

Какое третье слово?

(Рисует третью линию-слово)

Какое четвертое слово?

(Рисует четвертую линию-слово)

Указывает на первую линию-слово: «Назовите это слово»;

 указываю на четвертое линию-слово: «Назовите это слово»

Сколько всего слов в предложении: «Кролик ушел в магазин?».

Какое первое слово в этом предложении?

Четвертое?

Второе?

 Третье?

Молодцы!

Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В».

(Демонстрируется карточка со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение)

Карточка

Давайте посмотрим, как много товаров продается в нашем магазине!

(демонстрируем – показываем картинки с товаром)

Что изображено на картинках?

 

В какой магазин мы с вами пришли?

Что здесь продается?

Как одним словом можно назвать эти слова?

А как называется магазин, в котором продаются продукты?

Правильно!

В продуктовом магазине, продаются разные продукты.

Посмотрите в нашей корзине ужасный беспорядок - все продукты перепутаны. Мы с вами попробуем навести порядок и разложим правильно товары по пустым корзинкам (выставляем маленькие корзинки).

Теперь нужно разложить наши продукты (берем большую корзину, демонстрируем первый предмет) Что это?

Молодцы.

В каком отделе продаются сосиски? 

А какие товары из мясного отдела у нас еще есть? (Дети по очереди проговаривают полное предложение)

 

А фрукты в каком отделе продаются?

Правильно.

Какие фрукты вы знаете?

 

Следующая корзина у нас будет фруктовая. (Дети по очереди проговаривают полное предложение)

 

В кондитерском отделе что продают?

Давайте положим сладости в кондитерский отдел (дети кладут сладости в подходящую корзину)

Молодцы.

 

Молоко, кефир, сметана, йогурты, в каком отделе продаются?

Рыба и морские продукты, в каком отделе продаются?

А хлеб в каком отделе продается?

 

 

Какое маленькое слово-предлог вы использовали в предложении?

Молодцы ребята, мы с вами очень красиво и аккуратно разложили наши товары. Сколько отделов у нас получилось?

 

4. Физкультминутка

Сумку в руки мы берем, (берут воображаемую сумку)

В магазин с тобой идем (шагают на месте)

В магазинах же на полках (поднимают руки вверх)

Не шарфы и не футболки (отрицательно покачивают головой)

Вкусно пахнет здесь всегда, (поворот головы вправо, влево)

В доме – вкусная еда («дом» над головой)

Молодцы.

 

5. Пальчиковая гимнастика

Открываем магазин (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин (ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)

В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)

Продавать продукты будем (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки дети называют различную одежду)

Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем (массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)

Потрудились мы на «пять» (потираем ладони)

Пальцы могут отдыхать (поглаживаем каждый палец)

Молодцы!

 

Составьте предложения по сюжетным картинкам (на столах детей сюжетные картинки на тему магазин и схемы предлога «В»).

 

Посмотрите на корзинки с продуктами и подумайте, как нам помочь кролику? Что ему нужно купить к чаю?

 

Составьте предложение, куда мы положим эти продукты?

Как называется отдел этих продуктов?

Молодцы!

 

Кролик благодарит вас за помощь. Теперь Кролик может встречать своих гостей. Давайте попрощаемся с ним.

 

6. Подведение итогов

Что мы сегодня узнали нового?

Молодцы!

До свидания! 

 

Здравствуйте!

 

Доброе утро!

 

 

 

В магазине. 

 

 

 

 

 

 

В магазин.

 

 

 

 

 

 

Нет.

 

 

 

Кролик.

 

Ушел.

 

В.

 

Магазин.

 

 

Кролик.

 

Магазин.

 

Четыре.

Кролик.

Магазин.

Ушел.

В 

 

 

Арбуз, дыня, яблоки, хлеб, макароны, колбаса, сыр.

Продукты.

 

Продуктовый.

Сосиски.

 

1 ребенок:

В мясном отделе продаются сосиски (кладут в подходящую корзинку)

2 ребенок:

В мясном отделе продается курица.

3 ребенок:

В мясном отделе продается колбаса.

 

Фруктовый отдел.

 

Апельсин, лимон, яблоко, банан, клубника.

 

4 ребенок:

Во фруктовом отделе продаются апельсины.

5 ребенок:

Во фруктовом отделе продаются лимоны.

1 ребенок:

Во фруктовом отделе продаются яблоки.

2 ребенок:

Во фруктовом отделе продаются бананы.

3 ребенок:

Во фруктовом отделе продается клубника.

 

Конфеты, печенье, торты, пирожные. 

 

В молочном отделе (дети кладут продукты в подходящую корзину).

 

 

В рыбном (дети кладут продукты в подходящую корзину)

 

В хлебном (дети кладут продукты в подходящую корзину)

 

В. 

Шесть отделов.

 

 

(Дети составляют предложения, используя предлоги. Дети проговаривают предложения голосом выделяя предлоги и ставят картинки к соответствующей схеме.)

 

 

 

Варенье, торт, конфеты.

 

1 ребенок:

Варенье кладем в корзинку.

2 ребенок:

Торт кладем в корзинку.

3 ребенок:

Конфеты кладем в корзинку.

Кондитерский отдел.

 

 

До свидания! 

 

Маленькое слово-предлог «В».

Отделы продуктового магазина: хлебный, мясной, молочный, кондитерский, рыбный, фруктовый. 

 

До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!