Для детей старшей группы.
Лексическая тема: Магазин.
Цель: Знакомство с новыми словами-помощниками - предлогом "В".
Задачи:
Оборудование: дидактический материал, картинки с изображением продуктов, игрушка Кролик, схема предлога, корзина большая, корзинки маленькие 6 штук, пластиковые продукты.
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1. Организационный момент Здравствуйте! Встанем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Доброе утро!
2. Сообщение лексической темы Ребята, к нам в группу пришел Кролик и принес с собой письмо. Давайте узнаем, что в нем написано? «Здравствуйте дорогие ребята. Я позвал Винни Пуха и Пятачка в гости, но у меня к чаю ничего нет. Где и какие продукты я могу купить к чаю? Помогите мне с покупками»
Как вы думаете, где Кролик может купить сладости? Правильно.
3. Изучение нового материала. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в магазин, чтобы совершить полезные, интересные и вкусные покупки. Послушайте внимательно предложение: «Кролик ушел в магазин». Первое слово в этом предложении - кролик, второе слово - ушел, а какое третье слово? В магазин- нет такого слова. Есть слово магазин. В - это маленькое слово; оно пишется отдельно, как всякое слово в предложении. Такие маленькие слова называются предлогами (показ схемы предлога.) Если мы не скажем предлог, послушайте, что получится: «Кролик ушел магазин». Так говорить правильно? (Воспитатель рисует длинную линию-предложение (на доске). «Кролик ушел в магазин» - Какое первое слово в этом предложении? (Воспитатель рисует под длинной линией первую короткую линию слово. Далее произносит предложение, указывая сначала на первую линию-слово.) Какое второе слово? (Рисует вторую линию-слово) Какое третье слово? (Рисует третью линию-слово) Какое четвертое слово? (Рисует четвертую линию-слово) Указывает на первую линию-слово: «Назовите это слово»; указываю на четвертое линию-слово: «Назовите это слово» Сколько всего слов в предложении: «Кролик ушел в магазин?». Какое первое слово в этом предложении? Четвертое? Второе? Третье? Молодцы! Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В». (Демонстрируется карточка со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение) Давайте посмотрим, как много товаров продается в нашем магазине! (демонстрируем – показываем картинки с товаром) Что изображено на картинках?
В какой магазин мы с вами пришли? Что здесь продается? Как одним словом можно назвать эти слова? А как называется магазин, в котором продаются продукты? Правильно! В продуктовом магазине, продаются разные продукты. Посмотрите в нашей корзине ужасный беспорядок - все продукты перепутаны. Мы с вами попробуем навести порядок и разложим правильно товары по пустым корзинкам (выставляем маленькие корзинки). Теперь нужно разложить наши продукты (берем большую корзину, демонстрируем первый предмет) Что это? Молодцы. В каком отделе продаются сосиски? А какие товары из мясного отдела у нас еще есть? (Дети по очереди проговаривают полное предложение)
А фрукты в каком отделе продаются? Правильно. Какие фрукты вы знаете?
Следующая корзина у нас будет фруктовая. (Дети по очереди проговаривают полное предложение)
В кондитерском отделе что продают? Давайте положим сладости в кондитерский отдел (дети кладут сладости в подходящую корзину) Молодцы.
Молоко, кефир, сметана, йогурты, в каком отделе продаются? Рыба и морские продукты, в каком отделе продаются? А хлеб в каком отделе продается?
Какое маленькое слово-предлог вы использовали в предложении? Молодцы ребята, мы с вами очень красиво и аккуратно разложили наши товары. Сколько отделов у нас получилось?
4. Физкультминутка Сумку в руки мы берем, (берут воображаемую сумку) В магазин с тобой идем (шагают на месте) В магазинах же на полках (поднимают руки вверх) Не шарфы и не футболки (отрицательно покачивают головой) Вкусно пахнет здесь всегда, (поворот головы вправо, влево) В доме – вкусная еда («дом» над головой) Молодцы.
5. Пальчиковая гимнастика Открываем магазин (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны) Протираем пыль с витрин (ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот) В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой) Продавать продукты будем (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки дети называют различную одежду) Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони) Каждый пальчик мы помоем (массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки) Потрудились мы на «пять» (потираем ладони) Пальцы могут отдыхать (поглаживаем каждый палец) Молодцы!
Составьте предложения по сюжетным картинкам (на столах детей сюжетные картинки на тему магазин и схемы предлога «В»).
Посмотрите на корзинки с продуктами и подумайте, как нам помочь кролику? Что ему нужно купить к чаю?
Составьте предложение, куда мы положим эти продукты? Как называется отдел этих продуктов? Молодцы!
Кролик благодарит вас за помощь. Теперь Кролик может встречать своих гостей. Давайте попрощаемся с ним.
6. Подведение итогов Что мы сегодня узнали нового? Молодцы! До свидания! |
Здравствуйте!
Доброе утро!
В магазине.
В магазин.
Нет.
Кролик.
Ушел.
В.
Магазин.
Кролик.
Магазин.
Четыре. Кролик. Магазин. Ушел. В
Арбуз, дыня, яблоки, хлеб, макароны, колбаса, сыр. Продукты.
Продуктовый. Сосиски.
1 ребенок: В мясном отделе продаются сосиски (кладут в подходящую корзинку) 2 ребенок: В мясном отделе продается курица. 3 ребенок: В мясном отделе продается колбаса.
Фруктовый отдел.
Апельсин, лимон, яблоко, банан, клубника.
4 ребенок: Во фруктовом отделе продаются апельсины. 5 ребенок: Во фруктовом отделе продаются лимоны. 1 ребенок: Во фруктовом отделе продаются яблоки. 2 ребенок: Во фруктовом отделе продаются бананы. 3 ребенок: Во фруктовом отделе продается клубника.
Конфеты, печенье, торты, пирожные.
В молочном отделе (дети кладут продукты в подходящую корзину).
В рыбном (дети кладут продукты в подходящую корзину)
В хлебном (дети кладут продукты в подходящую корзину)
В. Шесть отделов.
(Дети составляют предложения, используя предлоги. Дети проговаривают предложения голосом выделяя предлоги и ставят картинки к соответствующей схеме.)
Варенье, торт, конфеты.
1 ребенок: Варенье кладем в корзинку. 2 ребенок: Торт кладем в корзинку. 3 ребенок: Конфеты кладем в корзинку. Кондитерский отдел.
До свидания!
Маленькое слово-предлог «В». Отделы продуктового магазина: хлебный, мясной, молочный, кондитерский, рыбный, фруктовый.
До свидания! |