Дидактическое пособие: Лэпбук "Музыкальные звуки"

Цель - совершенствование системы работы педагогов ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи (развитие восприятия и произношения гласных звуков русского языка) у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии.

Задачи:

  • Вызывание речи у неговорящих детей с использованием различного сенсорного материала (слухового, зрительного, тактильного, обонятельного, двигательного).
  • Развитие дифференциации гласных звуков у дошкольников с использованием различного сенсорного материала (слухового, зрительного, тактильного, обонятельного, двигательного).
  • Развитие артикуляционной моторики и подвижности речевого аппарата.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие речевого дыхания, просодико-динамической стороны речи.
  • Развитие фонематических представлений (звуко-слоговой анализ и синтез слов).
  • Обогащение и пополнение словарного запаса детей.
  • Развитие связной речи с использованием метода моделирования.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Описание

Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся, а дети почему-то очень хотят их увидеть, потрогать и даже понюхать. Что ж, пусть воспринимают звуки всеми органами чувств! Шесть гласных звуков – шесть лепестков на ромашке.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы отмечаем отсутствие мотивации и снижение познавательной активности у дошкольников. Поэтому в своей работе мы используем не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения.

Дидактическое пособие лэпбук "Музыкальные звуки" создано как безопасная и продуктивная форма взаимодействия педагога с ребенком, ребенка с ребенком, ребенка с родителями. Пособие предназначено для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников.

Лэпбук "Музыкальные звуки" является доступным, игровым диагностическим инструментарием для педагогов, представляет собой папку-раскладушку формата А3, в которую входят: карманы и папки с наборами картинок, фонов для игр, подвижными деталями, флэш-накопитель, зеркало

Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне. Целевая аудитория: дети от 1,5 до 7 лет групп общеразвивающей и компенсирующей направленности ДОУ.

Дидактическое пособие "Музыкальные звуки" вариативно и может использоваться в раннем дошкольном возрасте. В младшей и средней группе педагог сам обращает внимание малышей на пособие, занимается по нему. Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным и новым практическим материалом.

Лэпбук "Музыкальные звуки"Лэпбук "Музыкальные звуки"

В пособии представлены игры

Игра "Звуковая ромашка"
Задача: упражнять детей в подборе слов на определенный гласный звук, ориентируясь на схематичную артикуляцию или образ буквы.
Ход игры: ребенок подбирает лепесток ромашки с предметной картинкой на определенный гласный звук и накладывает на ромашку.

Игра "Слоговая ромашка"
Задача: упражнять детей в чтении слогов с заданным гласным звуком.
Ход игры: ребенок выбирает ромашку. С опорой на картинку выделяет звук, обозначенный соответствующей буквой, и читает получившийся слог.

Игра "Веселая артикуляционная гимнастика"
Задача: развивать речевой аппарат, способствовать правильному произношению.
Ход игры: ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения с опорой на картинки, а педагог читает стихотворение.

Игра "Где спрятался звук?"
Задача: упражнять детей в нахождении места гласного звука в слове (в начале, середине или конце слова)
Ход игры: ребенок берет предметную картинку, произносит слово, определяет, где слышит нужный звук. Ставит красную фишку на звуковой птичке: голова - первый звук в слове, хвост – последний, крылья и лапки – в середине слова.

Игра "Слоговой поезд"
Задача: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Игра «Слоговой поезд»Игра «Слоговой поезд»

Ход игры: ребенок вставляет в кармашки вагонов картинки, определив на сколько частей (слогов) делится слово. В первом вагоне – односложные слова, во втором – слова, которые можно разделить на 2 части и так далее.

Игра "Четвертый лишний"
Задача: упражнять в выделении заданного звука в словах, развивать умение находить лишний предмет и объяснить, почему он "лишний".
Ход игры: три из предложенных картинок относятся к одной группе объектов, четвертая - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Например, аист, арфа, азбука – начинаются на звук "а", поэтому индюк лишний.

Игра "Расскажи о звуке"
Задача: формировать представления об артикуляционных укладах гласных звуков с опорой на зрительную схему.

Ход игры:
Вариант 1: ребенку предлагается определить положение органов артикуляции при произношении звука и найти соответствующую схему.
Вариант 2: ребенку предлагается, опираясь на схему рассказать о звуке.

Игра-паззл "Собери букву"
Задача: упражнять в моделировании буквы из частей, облегчающее формирование зрительного образа буквы.

Ход игры:
Вариант 1
Ребенок называет картинку и определяет гласный звук в ее названии. Затем собирает букву по образцу, который ему предлагает педагог. Буква должна соответствовать тому гласному звуку, который слышится в названии картинки. Для усложнения педагог может предложить ложный вариант буквы.

Вариант 2
Ребенок называет картинку и определяет гласный звук в ее названии. Затем собирает букву без образца. Буква должна соответствовать тому гласному звуку, который слышится в названии картинки.

Игра "Чистые чистоговорки"
Задача: закреплять навык произношения гласных звуков, совершенствуя интонационную выразительность.

Ход игры:
Взрослый (педагог или родитель) читает:
Кто хочет разговаривать -
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!

И предлагает ребенку (или двум детям) поиграть в скороговорки. Дети повторяют знакомые скороговорки с той интонацией, которую предлагает педагог. Это может быть радость, грусть, удивление, злость, испуг. В дельнейшем эмоцию может предложить ребенок своему сопернику или взрослому.

Игры на флэш-накопителе

Видео-пособие "Песенка гласных звуков"

1 вариант
Задача: упражнять детей в отработке правильного произношения гласных звуков, развивать слуховое восприятие, память.

Учимся играяУчимся играя

Ход игры: ребенок слушает "песенку гласных звуков" и смотрит на артикуляцию звуков. Затем повторяет песенку самостоятельно с опорой на видео-артикуляцию (без звука).

2 вариант
Задача: упражнять детей в отработке правильного произношения гласных звуков, развивать слуховое восприятие, память, формировать умение звукового анализа.
Ход игры: ребенок слушает и смотрит на звуки с символами гласных звуков, а затем повторяет песенку с опорой на видео символы гласных звуков (без звука).

Аудио-игра "Угадай, что звучало?"
(неречевые звуки)
Задача: развитие слухового восприятия, памяти.
Ход игры: дети внимательно слушают фрагменты и определяют на слух звуки. После аудио прослушивания дети вспоминают, что слышали.

Аудио-игра "Логопедические распевки"
Задачи: развитие слухоречевого восприятия, фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения и речевого дыхания.
Ход игры: дети слушают, а затем повторяют логопедическую распевку на заданный звук.

Игра "Ветерок на полянке"
Задача: развитие продолжительного, равномерного выдоха, формирование сильной воздушной струи.

Игра «Ветерок на полянке»Игра «Ветерок на полянке»

Ход игры:
Вариант 1 - тренировка медленного выдоха при дутье на перышки (травка на полянке).
Педагог объясняет и показывает детям: Внимание на живот. Представьте легкий летний ветерок. Медленно дуйте на "травку". Она отклоняется, постарайтесь держать "травку" во время выдоха в отклоненном положении.

Вариант 2 - тренировка интенсивного сильного выдоха.
Представьте себе сильный ветер. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на "травку". Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще! Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота.

Игра "Ходилка"
Задача: совершенствование произношения гласных звуков с опорой на зрительные и тактильные ощущения пальцев рук.

Ход игры: варианты игровых ситуаций разнообразны. Используя дорожку из разноцветных бусинок, можно предложить ребенку:

  1. Пройди по цветочкам слева-направо, одновременно произноси песенки звуков (желтый – "А", оранжевый – "У" и т.д.)
  2. Пройди по цветочкам слева-направо, одновременно произноси слоги: УА – УО – УИ – УЫ.
  3. Пройди по цветочкам слева-направо, одновременно произноси "Песенку звука И": ИИИИИИИИИИИИИИИ.

Игра "Угадай-ка!" (мешочек № 1)
Задача 1: вызывание гласных звуков у неговорящих детей с опорой на слуховой анализатор, развивая тактильные ощущения, внимание, память.

МешочкиМешочки

Ход игры:
Вариант 1
Педагог произносит гласный звук, а ребенок самостоятельно или с помощью выбирает из предложенных тактильных шариков тот, который, по его мнению, соответствует предъявленному звуку.

Вариант 2
Из всех тактильных шариков педагог предлагает ребенку выбрать тот, который соответствует заданному гласному звуку.

Вариант 3
Педагог предлагает ребенку на ощупь угадать звук и положить тактильный шарик на соответствующий звуковой смайлик.

Задача 2: автоматизация произношения гласных звуков у детей с опорой на слуховой анализатор, развивая тактильные ощущения, внимание, память.
Ход игры: ребенок определяет гласный звук в названии картинки и находит соответствующий тактильный шарик

Игра "Угадай-ка!" (мешочек № 2)
Задача 1: вызывание гласных звуков у неговорящих детей с опорой на слуховой и обонятельный анализаторы.

Ход игры:
Вариант 1
Педагог произносит гласный звук, а ребенок самостоятельно или с помощью выбирает из предложенных контейнеров с запахами тот, который, по его мнению, соответствует предъявленному звуку.

Вариант 2
Из всех контейнеров с запахами педагог предлагает ребенку выбрать тот, который соответствует заданному гласному звуку.

Вариант 3
Педагог предлагает ребенку по запаху угадать звук и положить контейнер с запахом на соответствующий звуковой смайлик.

Задача 2: автоматизация произношения гласных звуков у детей с опорой на слуховой и обонятельный анализаторы.
Ход игры: Ребенок определяет гласный звук в названии картинки и находит соответствующий контейнер с запахом.

Игра "Хлопни-назови"
Задача: автоматизация произношения гласных звуков при помощи новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука) и двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями.

Ход игры: ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.

Игра "Необычные звуки"
Вариант 1
Задача: вызывание звукового подражания с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

Ход игры: подходит для неговорящих детей, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями на подготовительном этапе вызывания речи. Педагог произносит звук, а ребенок воспринимает его с опорой на зрительный символ звука.

Вариант 2
Задача: совершенствование произношения гласных звуков с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.

Ход игры: подходит для неговорящих детей, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями на основном этапе вызывания речи. Педагог произносит звук, а ребенок воспроизводит его с опорой на зрительный символ звука.

Игра "Звуковое лото"
Задача 1: развитие и совершенствование фонематического слуха: называние слов с определенным гласным звуков, определение места звука в слове, выделение нужного звука интонационно.

Ход игры:
Вариант 1
В игре участвуют от 2 до 4 игроков. Дети выбирают любую карточку из предложенных. Педагог зачитывает задание на карточке каждому игроку, например, "Слов придумать не могу. В начале слова гласный – У".

Ведущий (взрослый или ребенок) называет картинки, голосом выделяя первый гласный звук, а игроки отбирают картинки с правильно найденным звуком и закрывают свою карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.

Вариант 2
Ребенок выбирает карточку с заданием, педагог или сам ребенок зачитывает задание. Ребенок, рассматривая картинки, выбирает нужные и закрывает ими игровое поле карточки. После этого ребенок называет все картинки со своей карточки, голосом выделяя первый гласный звук.

Игра "Расскажи сказку" (мнемотаблицы)
Задача 1: упражнение детей в умении воспроизводить содержание сказки с использованием метода моделирования, автоматизация правильного звукопроизношения при самостоятельном высказывании.

МнемотаблицыМнемотаблицы

Ход игры:
Вариант 1
Ребенок выбирает карточку, рассматривает ее, узнает сказку и самостоятельно воспроизводит сказку с опорой на карточку-схему.

Вариант 2
Ребенку показывают карточку-схему, на которой "спрятана" знакомая русская народная сказка. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого узнает сказку.
Педагог воспроизводит сказку с опорой на карточку-схему, а затем предлагает ребенку повторить рассказать сказку самостоятельно.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!