Цель - совершенствование системы работы педагогов ДОУ по воспитанию звуковой культуры речи (развитие восприятия и произношения гласных звуков русского языка) у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии.
Задачи:
Описание
Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся, а дети почему-то очень хотят их увидеть, потрогать и даже понюхать. Что ж, пусть воспринимают звуки всеми органами чувств! Шесть гласных звуков – шесть лепестков на ромашке.
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы отмечаем отсутствие мотивации и снижение познавательной активности у дошкольников. Поэтому в своей работе мы используем не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения.
Дидактическое пособие лэпбук "Музыкальные звуки" создано как безопасная и продуктивная форма взаимодействия педагога с ребенком, ребенка с ребенком, ребенка с родителями. Пособие предназначено для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников.
Лэпбук "Музыкальные звуки" является доступным, игровым диагностическим инструментарием для педагогов, представляет собой папку-раскладушку формата А3, в которую входят: карманы и папки с наборами картинок, фонов для игр, подвижными деталями, флэш-накопитель, зеркало
Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне. Целевая аудитория: дети от 1,5 до 7 лет групп общеразвивающей и компенсирующей направленности ДОУ.
Дидактическое пособие "Музыкальные звуки" вариативно и может использоваться в раннем дошкольном возрасте. В младшей и средней группе педагог сам обращает внимание малышей на пособие, занимается по нему. Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным и новым практическим материалом.
Игра "Звуковая ромашка"
Задача: упражнять детей в подборе слов на определенный гласный звук, ориентируясь на схематичную артикуляцию или образ буквы.
Ход игры: ребенок подбирает лепесток ромашки с предметной картинкой на определенный гласный звук и накладывает на ромашку.
Игра "Слоговая ромашка"
Задача: упражнять детей в чтении слогов с заданным гласным звуком.
Ход игры: ребенок выбирает ромашку. С опорой на картинку выделяет звук, обозначенный соответствующей буквой, и читает получившийся слог.
Игра "Веселая артикуляционная гимнастика"
Задача: развивать речевой аппарат, способствовать правильному произношению.
Ход игры: ребенок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения с опорой на картинки, а педагог читает стихотворение.
Игра "Где спрятался звук?"
Задача: упражнять детей в нахождении места гласного звука в слове (в начале, середине или конце слова)
Ход игры: ребенок берет предметную картинку, произносит слово, определяет, где слышит нужный звук. Ставит красную фишку на звуковой птичке: голова - первый звук в слове, хвост – последний, крылья и лапки – в середине слова.
Игра "Слоговой поезд"
Задача: упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Ход игры: ребенок вставляет в кармашки вагонов картинки, определив на сколько частей (слогов) делится слово. В первом вагоне – односложные слова, во втором – слова, которые можно разделить на 2 части и так далее.
Игра "Четвертый лишний"
Задача: упражнять в выделении заданного звука в словах, развивать умение находить лишний предмет и объяснить, почему он "лишний".
Ход игры: три из предложенных картинок относятся к одной группе объектов, четвертая - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Например, аист, арфа, азбука – начинаются на звук "а", поэтому индюк лишний.
Игра "Расскажи о звуке"
Задача: формировать представления об артикуляционных укладах гласных звуков с опорой на зрительную схему.
Ход игры:
Вариант 1: ребенку предлагается определить положение органов артикуляции при произношении звука и найти соответствующую схему.
Вариант 2: ребенку предлагается, опираясь на схему рассказать о звуке.
Игра-паззл "Собери букву"
Задача: упражнять в моделировании буквы из частей, облегчающее формирование зрительного образа буквы.
Ход игры:
Вариант 1
Ребенок называет картинку и определяет гласный звук в ее названии. Затем собирает букву по образцу, который ему предлагает педагог. Буква должна соответствовать тому гласному звуку, который слышится в названии картинки. Для усложнения педагог может предложить ложный вариант буквы.
Вариант 2
Ребенок называет картинку и определяет гласный звук в ее названии. Затем собирает букву без образца. Буква должна соответствовать тому гласному звуку, который слышится в названии картинки.
Игра "Чистые чистоговорки"
Задача: закреплять навык произношения гласных звуков, совершенствуя интонационную выразительность.
Ход игры:
Взрослый (педагог или родитель) читает:
Кто хочет разговаривать -
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
И предлагает ребенку (или двум детям) поиграть в скороговорки. Дети повторяют знакомые скороговорки с той интонацией, которую предлагает педагог. Это может быть радость, грусть, удивление, злость, испуг. В дельнейшем эмоцию может предложить ребенок своему сопернику или взрослому.
Видео-пособие "Песенка гласных звуков"
1 вариант
Задача: упражнять детей в отработке правильного произношения гласных звуков, развивать слуховое восприятие, память.
Ход игры: ребенок слушает "песенку гласных звуков" и смотрит на артикуляцию звуков. Затем повторяет песенку самостоятельно с опорой на видео-артикуляцию (без звука).
2 вариант
Задача: упражнять детей в отработке правильного произношения гласных звуков, развивать слуховое восприятие, память, формировать умение звукового анализа.
Ход игры: ребенок слушает и смотрит на звуки с символами гласных звуков, а затем повторяет песенку с опорой на видео символы гласных звуков (без звука).
Аудио-игра "Угадай, что звучало?"
(неречевые звуки)
Задача: развитие слухового восприятия, памяти.
Ход игры: дети внимательно слушают фрагменты и определяют на слух звуки. После аудио прослушивания дети вспоминают, что слышали.
Аудио-игра "Логопедические распевки"
Задачи: развитие слухоречевого восприятия, фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения и речевого дыхания.
Ход игры: дети слушают, а затем повторяют логопедическую распевку на заданный звук.
Игра "Ветерок на полянке"
Задача: развитие продолжительного, равномерного выдоха, формирование сильной воздушной струи.
Ход игры:
Вариант 1 - тренировка медленного выдоха при дутье на перышки (травка на полянке).
Педагог объясняет и показывает детям: Внимание на живот. Представьте легкий летний ветерок. Медленно дуйте на "травку". Она отклоняется, постарайтесь держать "травку" во время выдоха в отклоненном положении.
Вариант 2 - тренировка интенсивного сильного выдоха.
Представьте себе сильный ветер. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на "травку". Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще! Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота.
Игра "Ходилка"
Задача: совершенствование произношения гласных звуков с опорой на зрительные и тактильные ощущения пальцев рук.
Ход игры: варианты игровых ситуаций разнообразны. Используя дорожку из разноцветных бусинок, можно предложить ребенку:
Игра "Угадай-ка!" (мешочек № 1)
Задача 1: вызывание гласных звуков у неговорящих детей с опорой на слуховой анализатор, развивая тактильные ощущения, внимание, память.
Ход игры:
Вариант 1
Педагог произносит гласный звук, а ребенок самостоятельно или с помощью выбирает из предложенных тактильных шариков тот, который, по его мнению, соответствует предъявленному звуку.
Вариант 2
Из всех тактильных шариков педагог предлагает ребенку выбрать тот, который соответствует заданному гласному звуку.
Вариант 3
Педагог предлагает ребенку на ощупь угадать звук и положить тактильный шарик на соответствующий звуковой смайлик.
Задача 2: автоматизация произношения гласных звуков у детей с опорой на слуховой анализатор, развивая тактильные ощущения, внимание, память.
Ход игры: ребенок определяет гласный звук в названии картинки и находит соответствующий тактильный шарик
Игра "Угадай-ка!" (мешочек № 2)
Задача 1: вызывание гласных звуков у неговорящих детей с опорой на слуховой и обонятельный анализаторы.
Ход игры:
Вариант 1
Педагог произносит гласный звук, а ребенок самостоятельно или с помощью выбирает из предложенных контейнеров с запахами тот, который, по его мнению, соответствует предъявленному звуку.
Вариант 2
Из всех контейнеров с запахами педагог предлагает ребенку выбрать тот, который соответствует заданному гласному звуку.
Вариант 3
Педагог предлагает ребенку по запаху угадать звук и положить контейнер с запахом на соответствующий звуковой смайлик.
Задача 2: автоматизация произношения гласных звуков у детей с опорой на слуховой и обонятельный анализаторы.
Ход игры: Ребенок определяет гласный звук в названии картинки и находит соответствующий контейнер с запахом.
Игра "Хлопни-назови"
Задача: автоматизация произношения гласных звуков при помощи новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука) и двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями.
Ход игры: ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.
Игра "Необычные звуки"
Вариант 1
Задача: вызывание звукового подражания с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.
Ход игры: подходит для неговорящих детей, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями на подготовительном этапе вызывания речи. Педагог произносит звук, а ребенок воспринимает его с опорой на зрительный символ звука.
Вариант 2
Задача: совершенствование произношения гласных звуков с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.
Ход игры: подходит для неговорящих детей, для детей с тяжелыми речевыми нарушениями на основном этапе вызывания речи. Педагог произносит звук, а ребенок воспроизводит его с опорой на зрительный символ звука.
Игра "Звуковое лото"
Задача 1: развитие и совершенствование фонематического слуха: называние слов с определенным гласным звуков, определение места звука в слове, выделение нужного звука интонационно.
Ход игры:
Вариант 1
В игре участвуют от 2 до 4 игроков. Дети выбирают любую карточку из предложенных. Педагог зачитывает задание на карточке каждому игроку, например, "Слов придумать не могу. В начале слова гласный – У".
Ведущий (взрослый или ребенок) называет картинки, голосом выделяя первый гласный звук, а игроки отбирают картинки с правильно найденным звуком и закрывают свою карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.
Вариант 2
Ребенок выбирает карточку с заданием, педагог или сам ребенок зачитывает задание. Ребенок, рассматривая картинки, выбирает нужные и закрывает ими игровое поле карточки. После этого ребенок называет все картинки со своей карточки, голосом выделяя первый гласный звук.
Игра "Расскажи сказку" (мнемотаблицы)
Задача 1: упражнение детей в умении воспроизводить содержание сказки с использованием метода моделирования, автоматизация правильного звукопроизношения при самостоятельном высказывании.
Ход игры:
Вариант 1
Ребенок выбирает карточку, рассматривает ее, узнает сказку и самостоятельно воспроизводит сказку с опорой на карточку-схему.
Вариант 2
Ребенку показывают карточку-схему, на которой "спрятана" знакомая русская народная сказка. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого узнает сказку.
Педагог воспроизводит сказку с опорой на карточку-схему, а затем предлагает ребенку повторить рассказать сказку самостоятельно.