Большую актуальность набирает тема мини-музеев на определенную тематику. Современный мир для детей изменчив и невидим, но для маленьких приключенцев важно познакомиться с традициями русского народа. Сказки, песенки, танцы, костюмы - это бесценное богатство России!
Так русская роспись стала главным лейтмотивом музея. Она является неотъемлемой частью привычных нам культурных атрибутов. Часто взрослые и дети наблюдают на витринах сувенирных магазинах всякую утварь: чашки, ложки, цветные фигурки, но не задумываются о схожести и происхождении "завитушек". Каждый мазок остался в декоративной культуре отпечатком исторической эпохи.
Лев Толстой писал: "Искусство есть одно из средств единения людей". Определение великого писателя ярко описывает цель задумки музейной педагогики - сплотить ребят и зажечь любопытство к народному искусству.
Любое искусство воспитывает отношение к прекрасному. Именно так искусство основывается на глубоких художественных традициях, а русская роспись выступает ее ярким элементом. Совместная деятельность с детьми в декоративном-народном искусстве, прививается эстетический вкус и восприятие, а еще благотворно влияет на их формирование человека будущего.
Моя концепция мини-музея "Русская роспись" заключается в совместной работе не только воспитателя и ребенка, но и родителя. Важно показать воспитанникам каким может быть интересным и веселым общее времяпровождение: где-то придумать рисунок, вспомнить факты об истории и элементах русской живописи, дружно посмеяться и полностью вовлечься в работу. Подобное расширяет кругозор ребенка и приобщает его к русской культуре.
На основе этого "фундамента" появляется благоприятная атмосфера, которая обеспечивает детей гарантированными навыками в декоративно-прикладном искусстве, а еще строит формирование представления о его разнообразии.
Занятия строятся следующим образом: сперва ребята изучают историю возникновения конкретного вида русской живописи и воспроизводится беседа на эту тему. Далее материал закрепляется практикой, а именно воспитанники детского сада из глины или папье-маше воссоздают визуальный образ вещи. К примеру, экспонат дымковской игрушки из глины, копию посуды из клейкой массы. При помощи воспитателя, маленькие исследователи самостоятельно сделают свою работу.
Изучение русской росписи продолжается через темы отдельных элементов тематического искусства - орнаментов. Какие особенности рисованного стиля, цвета и узора присуще каждой росписи включены в альбом.
Знания усваиваются на практике через отрисовку изученных узоров и украшение уже сделанных ребятами подделок. В итоге желающие ребята могут самостоятельно вести экскурсии для воспитанников из других групп детского сада и так же вовлечь их в тематику музея "Русская роспись".
Также музей представляет различные экспонаты, которые ребенок может наглядно изучить. На полках размещены секции, состоящие из цветного альбома-презентации по каждому виду росписи и представители ее вида, а сам мини-музей разделен на шесть информативных композиций: хохлома, дымковская роспись, полхов-майданская роспись, городец, гжель и жостово.
Альбом выполнен просто и интересно для детей: помимо понятного содержания книжки, он размещает примеры и значение каждого орнамента, а также образцы работ изделий.
Большим плюсом музейной педагогики в детском саду можно выделить поощрение любознательности детей в полной мере. Каждый желающий может потрогать фигурку, осмотреть ее и пролистать альбом. Приятным дополнением служат выставки, дидактическая игра с пазлами и живой самовар.
Таким образом, музейная педагогика выступает прогрессивной и работающей концепцией обучения для успешного развития детей. "Русская роспись" не исключение. Мини-музей служит маленьким островком культуры в центре "познания" группы и мотивацией ребят постигать культурные ценности России.