УМК: "Школа России".
Цель: формирование представлений о городецкой росписи в процессе росписи шаблона посуды.
Задачи:
Оборудование: презентация "Городецкая роспись", поэтапная схема рисования элементов городецкой росписи, расписанная городецкой росписью доска, кисточки, краски, шаблоны посуды для рисования.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Евгения Валерьевна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку. Я буду называть предмет, а вы показывайте: пенал, краски, кисточки.
- Чтобы урок прошел хорошо, давайте улыбнемся друг другу. Соседу по парте, улыбнитесь мне.
- Молодцы, присаживайтесь! Ребята, послушайте и скажите, какая сказка начинается с этих слов?
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. (Федорино горе)
Наводящие вопросы:
- Про что говорится? (про предметы быта)
- Что за предметы убегают? (сито, корыто, лопата, метла)
- А в какой сказке ушла посуда и предметы от бабушки?)
- Правильно, "Федорино горе".
- Ребята, почему сказка называется "Федорино горе"? (потому что у бабушки Федоры случилось горе)
- Какое же горе случилось у Федоры? (посуда ушла)
- Верно.
И ответила посуда:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"
- Что можно сказать про Федору, какая она? (неряха, грязнуля, лентяйка)
- Это хорошее качество человека? (Нет)
И чашки ушли и стаканы,
Остались одни тараканы.
- Ушла посуда от Федоры и, посмотрите, оказалась у нас. (картинки на слайде)
- Как можно вернуть посуду Федоре? Что надо сделать сначала? (помыть)
- Давайте помоем посуду.
- Встанем со своих мест, и будем повторять движения за мной.
Раз, два, три, четыре (перекладываем с одной руки на другую)
Мы посуду перемыли (круговые движения ладошкой)
Чайник, чашку, ложку (круговые движения ладошкой другой руки)
И большую поварешку (любуемся посудой)
- Молодцы, присаживайтесь.
- Ребята, чистой стала посуда? (да)
- А красивая? (нет)
- А что можно сделать, чтоб она стала красивой? (разукрасить)
- Как можно разукрасить посуду, что нарисовать? (узоры, украшение, картинки)
- Спасибо за ваши ответы. Посмотрите на слайд, эта прекрасная роспись называется Городецкой, от названия старинного города Городец.
- В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называют "городом мастеров".
- И сегодня ребята мы с вами будем юными мастерами, чтобы помочь Федоре вернуть посуду, нам необходимо будет ее разукрасить. Именно поэтому нас пригласили в этот город мастеров.
- Для начала необходимо узнать тему урока.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
- Как звучит тема урока?
- Тема нашего урока: Городецкая роспись
- Сегодня нам необходимо:
- Мы с вами узнали тему урока и план.
- Итак, чтобы понять на чем мы сегодня отправимся в Городец, посмотрите на слайд, там представлена половина картинки, подумайте, на чем же мы отправимся.
- Совершенно верно! На самолете!
- Но чтобы нам с вами взлететь, капитан самолета предлагает ответить на один вопрос.
- А его вопрос звучит так, какого героя из сказки вы рисовали на прошлом уроке? (колобка)
- А с какими героями встречался колобок на своем пути? (заяц, лиса, волк, медведь)
- Молодцы! Верно, мы помогли капитану нашего самолета завести мотор и сейчас можем отправиться в путешествие!
- Итак, давайте сядем поудобнее, пристегнем ремни. Отправляемся! (звук самолета)
- Ммы с вами прилетели в город Городец.
- И поможет нам в решении нашего плана Федя.
Федя: Доброе утро, ребята! Меня зовут Федя, я очень рад вас видеть! Живу в городе Городец.
- Я мастер по городецкой росписи. Я предлагаю вам помочь Федоре и научиться красиво расписывать посуду.
- Если вы готовы – то помашите мне одной рукой!
- Вижу готовы, спасибо!
- Скажите, важно для мастеров знать о том, чем они занимаются? (да)
- Поэтому нам необходимо узнать о самой росписи немного больше.
- Ребята, у вас на партах лежат карточки, придвиньте их к себе.
- У вас есть текст, в нем есть пропущенные слова, сейчас я буду вам рассказывать о городецкой росписи, а вам необходимо будет выбрать из предлагаемых в скобках слов, выбрать верноеи подчеркнуть его.Слушайте внимательно!После чего мы прочтем что у вас получилось.
- Возьмите ручки, приготовьтесь выполнять.
Городецкая роспись – это ... (английский, русский) народный художественный промысел. Появился в районе... (села, города) Городец. Яркая и ... (красивая, привлекательная) городецкая роспись украшала прялки, мебель: столы, стулья, двери, посуду и даже игрушки. А для украшения этих предметов использовали – коней, ... (деревья, птиц), цветы.
- Давайте проверим, кто готов прочитать.
- Спасибо! Вы очень внимательные и выбрали все пропущенные слова верно.
- Давайте сейчас посмотрим, какие цвета в росписи встречаются чаще всего. Обратите внимание на картинку.
- Кого вы видите на картинке? (птиц)
- Что еще изображено на картинке? (листочки, цветы)
- Какие цвета в Городецкой росписи встречаются чаще всего? (красный, синий, зеленый, черный, белый)
- Молодцы, мы узнали какие цвета преобладают в городецкой росписи.
- Для того чтобы, рассмотреть элементы городецкой росписи, у вас на партах лежат карточки. Придвиньте их к себе.
- Давайте рассмотрим их и прочитаем названия.
- Как называется первый элемент? (ромашка)
- Ребята, как вы думаете почему так назван этот элемент? Что он напоминает? (похож на цветок ромашка)
- Саша, выйди к доске, покажи нам этот элемент. А все остальные показывают у себя на карточке пальчиком.
- Верно, спасибо, присаживайся. Как называется второй элемент? (розан)
- Как вы думаете почему он называется Розан? (похож на такой цветок розан)
- Кто желает выйти к доске, показать нам этот элемент.
- Как называется третий элемент? (листики)
- Почему назван элемент листики? (потому что это листики)
- Как называется четвертый элемент гордецкой росписи? (купавка)
- Как вы думаете почему элемент называется Купавка? (похож на цветок купавку)
- Кто скажет, как называется пятый элемент? (Городецкая роза)
- Как вы думаете почему элемент так называется? (похож на розу)
- Федя умеет расписывать все эти элементы, но он интересуется какой элемент вам понравился больше всего?
- Молодцы, мы с вами узнали из каких элементов состоит.
- Сегодня мы с вами будем расписывать посуду Федоры элементами Городецкой росписи, чтобы она была у нас красивая.
- А для этого нам необходимо попасть в мастерскую, давайте закроем глаза, и хлопнем один раз в ладоши.
- Открывайте глаза, мы с вами в мастерской у Феди.
- Посмотрите на слайд, кто попробует назвать элементы? (Розан и Купавка)
- Для того что бы потренироваться рисовать эти элементы росписи, нам нужно вспомнить правила работы с красками и кистью.
- Сейчас я буду вам показывать изображения, а ваша задача сказать правило, я вам буду помогать, кто готов это сделать, поднимите ручку на локоток.
- Замечательно, вижу все готовы!
- Итак, первое изображение, как вы думаете что это за правило? (Кисть держим правильно между указательным и средним пальцем, придерживая большим пальцем)
- Следующее изображение. Перед тем как набрать другой цвет краски, обязательно смой предыдущий цвет краски с кисти.
- Молодцы! Следующее изображение. Как необходимо работать? (Работай аккуратно)
- Хорошо, и последнее изображение. Что же это за правило? (Не мешать соседу по парте)
- Повторив все правила работы, мы можем потренироваться выполнять элементы росписи.
- Но для начала давайте отдохнем. Встаньте со своих мест, я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Вот большой стеклянный чайник, ("надуть" живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука - изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (делать большой круг)
Молодцы, можете присаживаться на свои места.
- Совершенно верно, сегодня вы будете юными мастерами, которые помогут Федоре вернуть ее посуду чистой и красивой.
- Посмотрите, Федя нам уже помог и расписал Федоре чашку, какая красота! Что на ней изображено? (Розан и Купавка)
- А мы с вами будем расписывать тарелки.
- Сейчас я вам раздам шаблоны нашей посуды. Придвиньте их к себе.
- Кто был самым внимательным и сможет еще раз назвать 2 элемента, которые мы будем рисовать? (Розан и Купавка)
- Спасибо за ваши ответы. Ребята, вы готовы сделать свою городецкую роспись на посуде? Кто согласен помашите мне ручкой.
- Вижу все готовы. Тогда начинаем.
- Для начала предлагаю нарисовать первый элемент, который назвается Розан.
- Возьмем розовый цвет. (смешать белую и красную)
- Сейчас я показываю элемент, вы внимательно смотрите и затем повторяете за мной.
- Сначала нам нужно с вами сделать круг розового цвета, посмотрите, я сделала его и закрасила. А теперь вы.
- Сейчас нам необходимо взять краску красного цвета. И в центре нашего круга, я делаю небольшую точку красного цвета.
- Теперь нужно сделать небольшие капельки. Я сверху к центру их протягиваю, а потом добавляю еще.
- Беру краску белого цвета и делаю остальные капельки.
- Итак, у кого получилось – ручку на локоток поставьте. Замечательно! (хожу помогаю)
- Наш первый элемент готов! Какой следующий элемент? (купавка)
- Для начала берем краску голубого цвета.
- Также я показываю элемент, вы внимательно смотрите и затем повторяете за мной.
- Сначала нам нужно с вами сделать круг голубого цвета, посмотрите, я сделала его и закрасила. А теперь вы.
- Сейчас берем краску синего цвета и вверху круга рисуем небольшую точку.
- Далее по краю круга нарисовать небольшие дуги, посмотрите как это делаю я.
- Затем берем краску белого цвета и от нашей точки ведем белые линии к низу круга. Посмотрите как это сделала я.
- Ручку на локоток, у кого получился элемент Купавка.
- Молодцы! Сейчас ребята у вас на посуде 2 элемента, я предлагаю вам украсить и дополнить свою роспись, посмотрите на карточку с элементами город.
- Росписи, каким из элементов мы можем украсить эти цветы? (листиками)
- Совершенно верно, листиками. Давайте украсим.
- Итак, я вижу все закончили украшать листиками свои работы.
- Ребята, Феде необходимо идти помогать другим ребятам. Давайте попрощаемся с ним и будем возвращаться в класс.
- Ребята! Я вижу что каждый из вас по своему красиво распиал тарелочку.
- Вы отлично справились! Но мне пора идти. Я очень рад что вы побывали в моем городе и мастерской! До новых встреч!
- Ребята, давайте попращаемся с Федей и поблагодарим его.
- Сядем поудобней, пристегнем ремни. Отправляемся! (звук самолета)
- Ребята, посмотрите нас ждет Федора.
- Вы готовы вернуть ей посуду? Давайте прикрепим ее к доске. (прикрепляют тарелки к доске)
- Федора благодарит Вас за то что вы помогли ей вернуть такую чистую и красивую посуду!
- И теперь она будет всегда ее мыть!
- Ребята, наш урок подходит к концу. В каком городе мы побывали? (Городец)
- А с какой росписью знакомились? (городецкая)
- А в каких цветах расписывают посуду? (красным, синим, черным, белым)
- Какую посуду можно расписать ? (разную, а также мебель, игрушки)
- Ребята, вы большие молодцы узнали много нового и интересного.
- У вас на партах появились элементы росписи. Назовите их еще раз. (Розан и купавка)
- Поднимите вверх Розан (красный), если на уроке у вас получилось изображать элементы росписи, и для этого вам не нужна была помощь.
- И поднимите вверх Купавку (синий), если на уроке вы старались изображать элементы, но для этого вам нужна была помощь.
- Ребята, большое вам спасибо за урок, за вашу активность и доброжелательность.
- Отдельно хочу поблагодарить ..., за твою активность, за доброжелательность и помощь, и всех за соблюдение тишины на уроке и соблюдения правил техники безопасности.
- Урок подошел к концу, можете прибирать свои рабочие места.
- До свидания!