Конспект урока изобразительное искусство 1 класс "Мир полон украшений"

Украшение крыльев бабочки.

Цели урока:

  • Создать условия для знакомства с новой техникой выполнения работы - монотипией.
  • Формировать представления о различных узорах на крыльях бабочки.
  • Содействовать развитию художественных ассоциаций у детей, творческого воображения.

Оборудование: бумага, акварель, кисти, банка с водой, тряпочка; набор открыток "Бабочки", иллюстрации с изображением бабочек; стихотворение, загадка; музыкальное сопровождение, цветы, ваза.

Ход урока

Организационный момент

Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
взвился вверх и улетел.

- О ком идет речь в загадке? (бабочка)
- Правильно, это бабочка.
- Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на их крыльях и сами нарисуете узор на ее крыльях с помощью новой техники выполнения работы – монотипии.

Введение в тему урока

Вступительная беседа

- Рассматриваем иллюстрации и открытки с изображением бабочек.
- В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами.
- Бабочка павлиний глаз встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они выглядят?

Обратите внимания на формы крыльев и рисунок на них. Можно назвать его узором? Почему? Что вы заметили? (Круги, похожие на глаза)
- На прошлом уроке мы рассматривали перья павлина. Похожи ли эти узоры? Что общего в узорах на перьях павлина и крылышками бабочек?
- Вот бабочка зорька. Встречается она на территории от западной Европы до Китая. Бабочка летает на опушках и лесных полянах.

- Как вы думаете, почему ее так назвали? (На передних крыльях у нее круг ярко-красного цвета, а обрамляет его желтый цвет, как будто солнце садится или встает, что напоминает зорьку)
- Опишите узор на крыльях бабочки.
- Эта бабочка самая крупная называется махаон. Живет во многих местах Евразии, Африки, Японии. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев.

- Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (Из кругов, волнистых линий, пятен)
- Вспомните, каких бабочек вы встречали в нашей местности? (Капустница, крапивница, голубянка)
- Какая из этих бабочек является опасным вредителем?

- Правильно, капустница – один из самых опасных вредителей. Она поедает культурные растения, поэтому надо уничтожать и бабочек, и гусениц, и куколок.
- Эту бабочку можно увидеть и летом, и поздней осенью, и тогда, когда еще не совсем сошел снег.
- Всю зиму "спит" она в какой-нибудь теплой щели, а пригрело солнышко, и она "проснулась". Это - крапивница, прозванная так потому, что гусеницы ее живут на крапиве.

- Какой внешний вид у этой бабочки? (ответы детей)
- Вот мы рассмотрели некоторых бабочек. Что вы можете сказать об их "одежде"? (Нарядная, красивая)
- Что знаете о жизни бабочек?

Бабочка питается нектаром цветов, соком деревьев и фруктов, который она пьет с помощью своего длинного хоботка. Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит пыльцу и таким образом опыляет их. Самка откладывает яички, и через одну-две недели из них появляются гусеницы. А через 10 дней гусеница превращается в бабочку.

В зависимости от вида бабочки живут от нескольких дней до 6 месяцев, редко – больше. Зимой некоторые бабочки проводят под листьями или в подвалах, другие же осуществляют очень далекие перелеты.

- Из чего состоят узоры на крыльях? (Пятнышки, волнистые каемки; мелкие точки, как будто бы брызги)
- Сколько крыльев у каждой бабочки? (Четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади)

- Узор, какой бабочки вам понравился больше всего? Почему?
- Мир полон разнообразных рисунков, узоров на поверхностях различных предметов. Их много, но их нужно уметь замечать.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась.
Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела. (Дети изображают порхающих бабочек)

Творческая деятельность учащихся

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словом - ассоциация.
- Как вы думаете, что это такое?

Ассоциации – это связи между отдельными представлениями, при которых одно представление вызывает другое. Это связывание, каких либо свойств, качеств, может быть и очень далеких

- Это, если вы слышите какое-либо слово, и оно вызывает представление о себе.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "бабочка"? (Цветок, солнце, лето, небо, полет)
- Запишите эти слова на альбомных листах.

- Сегодня мы нарисуем бабочку без шаблонов и без карандаша, используя новый необычный прием рисования – монотипия. Он очень интересный и, надеюсь, вам понравится.

Монотипия – техника печати со стекла. На стекло наносится густая, как сметана гуашь (акварель) и печатается на белый лист бумаги, затем прорисовываются мелкие детали

- Но мы сегодня будем работать без стекла (в целях безопасности), его заменим обычным листом бумаги, сгибая его пополам.

Показ учителя

- Возьмите лист бумаги и сложите его пополам.
- На одной половинке сделайте красками разноцветное изображение бабочки. (Краска должна быть густая, иначе работа может не получиться)
- Быстро сложите лист и прижмите, а когда раскроете, то у вас получатся
несколько пятен.

- Затем надо нарисовать мелкие детали бабочки.
- А какие мелкие детали прорисовывать? (Голову, глаза, тельце, узоры на крыльях, усики)
- Когда краска высохнет, украсьте бабочку с помощью точек, волнистых линий, пятнышек, овалов и т.д.

Самостоятельная работа

- Попробуйте нарисовать бабочку в технике монотипия.

- Пофантазируйте и "нарядите" бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам захочется. (Звучит музыка)
- Я вижу, что у вас хорошо получается. Усложним задание.
- Возьмите чистый лист бумаги и запишите вверху слова:

  • 1 ряд – "груша"
  • 2 ряд – "дерево"
  • 3 ряд – "паук"

- Самостоятельно запишите к этим словам возникшие у вас ассоциации.
- Попробуйте нарисовать эти слова в технике монотипия.

Итог урока

1. Выставка детских работ и их анализ

- Приятно было любоваться красивыми узорами бабочек? Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?

2. Обобщение

- Что нового узнали на уроке? (Узнали о разных красивых бабочек, познакомились с новой техникой рисования – монотипия)
- Чему учились? (Рисовать узор на крыльях бабочек)

Рефлексия

- Послушайте стихотворение:

На цветок в саду присела бабочка.
Ты откуда прилетела, бабочка?
До чего же ты пригожа, бабочка!
На цветок сама похожа, бабочка!

- С чем сравнивает поэт бабочку?
- У вас на партах есть тоже цветы. Каждый из них обозначает:

  • Красный - Я научился, мне было интересно.
  • Желтый - Мне было трудно.
  • Синий - Я старался, но у меня не получилось.

- Выберите свой цветок, и мы украсим им нашу полянку.
- Спасибо за работу!

Размер:
23.51 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: конспект занятия, ИЗО, 1 класс