Цели урока: углублять знания учащихся о технике графики;
развивать композиционные умения и навыки учащихся, фантазию, зрительную память, эстетический вкус;
воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие.
Оборудование: рисунки воздушного змея, бумага для рисования, карандаши, краски для учащихся.
Ход урока.
1. Организация класса.
Проверка готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей).
2. Сообщение целей и задач урока.
- Что такое воздушный змей?
- Видели ли вы воздушного змея? (Если есть возможность, можно на уроке физкультуры запустить воздушного змея, купленного в магазине.)
- Представьте себе большую площадь, над которой в голубом небе извивается огромный дракон. Люди с любопытством всматриваются в сказочное существо, парящее в вышине. Внезапно дракон стремительно снижается и приземляется в центре площади.
Грозное чудовище длиною до 40 метров оказывается воздушным змеем. Он сделан из бамбука, шелка и бумаги. Гордые владельцы дракона на глазах зрителей быстро и ловко собирают его и, компактно уложив на багажник велосипеда, покидают площадь.
Историки повествуют о том, что в древности воздушные змеи использовались для подачи сигналов и передачи сведений во время ведения военных действий. Легенды приписывают изготовление первого змея китайскому мастеру Лу Баню, жившему в пятом веке до нашей эры.
- Сегодня мы изобразим воздушного змея, который вместе с ветром станцует веселый танец, но в какой-то момент наши танцующие змеи замрут в том положении, в каком их застигла пауза и мы с вами перенесем их в наш классный «музей восковых фигур».
3. Объяснение нового материала.
Вступительная беседа.
- Послушайте рассказ А.Коломийца «Бумажный змей Тако».
Японские мальчики каждый год ждут 5 мая. В этот день наступает один из самых больших праздников для ребят.
Каждая семья, где есть мальчик, в этот день вывешивает над своим домом флаг в виде рыбы карпа. Если в доме два мальчика, то вывешивается два карпа: сколько в доме мальчиков, столько и вывесят флагов.
Карп – очень сильная рыба. Она может плыть даже против течения реки и преодолевать каменистые пороги. Поэтому-то и делают флаги в виде рыбы карпа как символ силы, мужества. Обычно в этот день мальчики состязаются в запуске змеев. Они делают их самостоятельно из бумаги, тоненьких прутиков или покупают в специальных магазинах у народных мастеров.
Змеи бывают различной формы: треугольные, прямоугольные, в виде бабочки или жука. Их раскрашивают яркими красками, чтобы хорошо было видно издали.
В майский праздничный день повсюду можно увидеть множество бумажных змеев, которые взвились высоко в небо. А ты не пробовал сам сделать и запустить воздушного змея?
Упражнения.
- Воздушных змеев делают в виде бабочек, стрекоз, ласточек, коршунов, корзин с цветами, фонарей, героев легенд и сказаний (демонстрация рисунков). Я вам предлагаю не только воспроизвести известные образцы, но и создать новые оригинальные конструкции.
Давайте попробуем изобразить формы воздушных змеев (на отдельных листочках).
Педрисунок.
- Я тоже представила себя китайским художником и сделала такого воздушного змея. (При объяснении обратить внимание на заполнение плоскости листа рисунком.)
Подул ветерок, и мой воздушный змей, летя над землей, стал танцевать веселый танец лета.
4. Физминутка.
- Давайте с вами отдохнем и станцуем танец (под песню «танцуем сидя»).
5. Практическая работа.
- Сегодня на уроке каждый из вас нарисует собственного воздушного змея. Создайте форму танцующего змея, украсьте его рисунками и придумайте ему имя. (Индивидуальная работа учащихся.)
6. Подведение итогов урока.
(Выставка детских работ под музыку.)
- Внимательно посмотрите на изображение воздушных змеев. Какими деталями они украшены?
7. Уборка рабочих мест.
Организованный конец урока.