Цели: дать представление о символах добра и зла через волшебную сказку и научить отображать эти символы на листе бумаги;
изображение в пределах сложного контура;
совершенствовать умение работать кистью и красками;
развивать фантазию, наблюдательность и воображение у учащихся;
формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Ход урока
1. Орг. момент. Вступительное слово учителя.
2. Сообщение темы урока. Сказка.
Сегодня мы отправимся в сказочную страну, где живут добро и зло. И сегодня на уроке мы попробуем изобразить добро и зло с помощью символов. А поможет нам в этом сказка.
Но прежде чем ее начать ответьте на вопрос: Что такое символ?
Слово "символ" обозначает знак, знамя, цель, небесное знамение. Большую роль символы, как мы уже говорили, у египтян.
Итак, сказка начинается…..
Слайд 1. В одном царстве-государстве правил мудрый царь. И был он большим любителем морских путешествий. Величественно и важно бороздил царский флот воды бескрайнего моря. Гребцы и матросы славились своим мужеством и отвагой. Тысячи жителей ранним утром провожали смелых путешественников, и встречали их, когда багровый закат разливался над городом.
Однажды возвращался царский флот из дальнего плавания. Скрипели мачты, туго натягивались канаты; ветер раздувал разноцветные паруса кораблей. Стоя на корме, царь любовался синевой бескрайнего моря. Неожиданно на горизонте показался корабль. Он быстро приближался к царскому флоту. Сколько ни вглядывался царь в раздувающиеся от ветра паруса, сколько ни пытался разглядеть флаг на верхушке деревянной мачты, никак не мог понять, кто плывет им навстречу. Только чувствовал он - встреча эта не сулит им ничего хорошего.
Слайд 2. Напали на царский флот пираты. С шумом и криками налетели они на большой корабль, окружили гребцов, схватили царя. Неоткуда было ждать спасения. Доставили пленников на пиратский остров.
Напрасно жители царства государства ждали своего царя, напрасно вглядывались в горизонт бескрайнего моря. Алое солнце скрылось, ночь опустилась на город, окутав его своим звездным покрывалом. Царский флот не вернулся. Поняли жители, что приключилась беда. Поняли, что его захватили пираты. Опечалились жители города: царь был добрый и справедливый...
Стал подрастать царский сын. Печальную историю поведала ему мать. И дал он клятву освободить своего отца. Со всех концов царства-государства съехались самые сильные и смелые люди; самые искусные мастера принялись за строительство нового флота.
И вновь отважные гребцы сели на весла, вновь засвистел ветер, надувая паруса. Величественно и важно поплыл флот царевича навстречу коварным пиратам.
Долго плыли корабли по морю, и вот, наконец, вдали черной точкой показался остров. Но не успели приблизиться к нему смелые путешественники: уже плыл им навстречу флот пиратов.
Расстояние между кораблями сокращалось с каждой минутой. Уже можно было разглядеть флаги на верхушках высоких мачт, увидеть, как украшены паруса. Но некогда было любоваться всем этим: царевич и его отважные друзья приготовились к встрече с пиратами.
...Сказка закончилась благополучно. Выполнил царевич свою клятву: флот пиратов был уничтожен. Царь вместе с сыном вернулся в свое государство. И пошла с той поры слава об отважных мореплавателях по всему свету...
3. Беседа с учащимися.
Но наш урок-сказка еще не закончен. Ведь сказка тем и хороша, что можно ее не только услышать, показать, но и нарисовать. И мы ее изобразим на сказочном море.
Слайд 3. Ребята, посмотрите, какой корабль изображен на доске?
Это сказочный корабль, но корабль просто белый, ничего незначащий. И так как корабли бывают и пиратские и гражданские и чтобы их не перепутать, что нужно сделать? (Раскрасить)
Давайте подумаем, как мы их будем раскрашивать.
Чем занимались пираты? (Нападали на корабли, грабили).
Что они несли людям? (Зло).
Какими красками вы бы изобразили зло? (Ответы детей).
Слайд 4. Посмотрите на это сочетание цветов. Даже яркие цвета здесь кажутся тревожными, потому что окружены тёмными.
Если пираты причиняли зло, то царский флот нес людям … (Добро).
А вот какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить добро? (Ответы детей).
Слайд 5. Посмотрите на эти краски. Эти цвета веселые: в них много солнечного цвета.
Но не только цвет помогает изобразить добро и зло, но и определенные символы, которые делятся на символы добра и зла.
Слайд 6. Здесь изображены символы добра. Это солнце, крест, круг. Как вы думаете, паруса царского или пиратского флота мы украсим этими символами?
Слайд 7. Вот эти символы - это символы зла: змея, жук, ворон. А они к какому флоту подходят?
4. Практическая работа.
И вот сейчас мы попробуем оживить наши корабли при помощи цвета и символов.
Перед ваши шаблон корабля. Приступайте к работе.
Слайд 8-11. Просмотр работ детей.
5. Подведение итогов урока.
Посмотрите внимательно на наши корабли. Скажите, какой же флот, царский или пиратский победит, что восторжествует: добро или зло?
“Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа”.
Как вы понимаете эти слова? (В сказке добро всегда побеждает зло).
Наш урок-сказка подошел к концу. Я очень хочу, ребята, чтобы в вашей жизни всегда было больше добра, чем зла, и, чтобы вы сами всегда дарили людям только доброту.