Форма: классный час для учеников 1 класса
Цель: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам
России — флагу, гербу, гимну;
воспитание любви к Родине.
Оборудование: государственные символы России — флаг, герб, гимн;
фотографии Кремля и Красной площади;
карта Российской Федерации;
репродукции картин русских художников,
записи песен народной музыки.
Литература: ж. Начальная школа. – 2004. - № 12.
Ход классного часа
Тихо звучит мелодия народной песни.
Ведущий. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.
Первая станция — «Символическая». С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ — это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия.
К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал — зеленый человек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Все это — символы.
Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества.
Даются задания по группам: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначить понятия — остановка автобуса; железнодорожный переезд; книжный магазин; лесная зона.
— Флаг, герб, гимн — официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.
— Мы прибываем на следующую станцию — «Наша Родина — Россия».
Россия — это страна, в которой мы живем. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие народы. Столица нашей Родины — город Москва.
Рассматривание карты Российской Федерации.
Наше Отечество, наша Родина — матушка-Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас тут родное. А матушкой — потому что она вскормила, вырастила, выучила русскому языку и, как мать, защищает и бережет нас.
Звучит мелодия народной песни. Ведущий сообщает, что следующая станция — «Герб России».
— В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука — геральдика.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва — столица могучего Российского государства.
Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе — держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держана служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке — серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея-дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
На фоне народной музыки ведущий продолжает рассказ.
— «Мы прибыли на станцию «Флаг России».
Флаг, как и герб, — отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.
Кремль — место работы Президента Российской Федерации. Над зданием Большого Кремлевского дворца поднят государственный флаг России. Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса — белая, средняя — синяя, нижняя — красная.
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый — благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие.
Бело-синий-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу — мир физический (природный), красный; выше — небесный, голубой; еще выше — мир божественный, белый.
Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси все самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.).
По группам даются задания: раскрасить флаг России; объяснить, что означают цвета флага; зачем нужен флаг; где его можно увидеть.
Под звуки музыки дети «попадают» на станцию -«Гимн России».
— Гимн — это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований.
Детям читается текст Государственного гимна Российской Федерации, включается его запись.
По группам даются вопросы и задания:
а) назвать авторов стихов и музыки гимна России;-
б) в каких случаях исполняют гимн России?
в) какие слова гимна выражают чувство гордости за Родину?
г) какие поэтические слова нашел aвтор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?
Подводятся итоги выполнения заданий по группам. Всех учащихся благодарят за труд.
Скачать