Цели: познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Оборудование:
Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
Схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба.
Компьютерная презентация.
Ход урока
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока. Беседа.
Сегодня на уроке мы поговорим о гербах и в конце урока создадим свой герб.
Постановка проблемы: Герб – это немецкое слово. В переводе на русский язык оно означает “наследство”. Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Как вы думаете, когда появились первые гербы?
Слайд 1-3. Представьте себе средневекового рыцаря. Он с ног до головы закован в броню, только узкая прорезь оставлена для глаз. Чье же лицо скрыто за этим забралом?
Может это славный рыцарь времен короля Артура? Странствующий воин из испанского города Толедо? Один из героев знаменитой “Песни о Роланде” французский рыцарь? Или немецкий? Не будем дальше гадать. Посмотрим лучше внимательно, что изображено у него на щите.
Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником всего, что в нем находилось.
Рисунок на щите был главной отличительной чертой любого рыцаря. Латы он мог надеть другие, но рисунок на щите принадлежал только ему.
Слайд 4-6. Щиты в те далекие времена были у рыцарей разные. Норманнские – треугольные, итальянские – овальные, испанские – квадратные с закруглением, французский – четырехугольный с заострением. А у русских воинов щиты были круглые для ведения боя в конном строю и овальные в рост человека для пешего боя. Красили наши предки свои щиты в красный цвет – цвет мужества и стойкости в бою.
Постепенно начиная с XIII века, рисунки со щитов рыцарей перекочевали на кареты, дома, ковры, на ворота средневековых городов.
Составлялись гербы по очень строгим правилам. Возникла специальная наука – геральдика. Только согласно ее законам выполнялись рисунки на гербах.
Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику”.
Слайд 7-10. Как вы думаете, что изображали на гербах?
Изображали человека, животных, растения, корабли, оружие, предметы быта, а также фантастических существ. Они имели свое условное значение:
дуб – символ силы;
орел – символ победы;
лев – символ царской власти;
грифон – неустрашимость и свирепость.
Символика изображений:
Лев – сила, мужество, великодушие;
Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость;
Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота.
Собака – верность, преданность, повиновение;
Единорог – чистота, непорочность;
Феникс – бессмертие;
Змея – вечность;
Дуб – крепость, сила;
Солнце – свет, богатство, изобилие;
Посох – духовная власть.
Слайд 11-13. В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым.
красный – мужество, храбрость;
голубой – красота, величие;
зеленый – надежда, изобилие;
черный – мудрость, печаль;
пурпур - редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным.
золотой – богатство, справедливость;
серебряный – невинность, чистота.
Слайд 14-15. Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.
В России гербы появились намного позже, лишь во второй половине семнадцатого века, при царе Алексее Михайловиче. О многом могут рассказать древние гербы русских городов и о “преданьях старины глубокой”, и о старинных обычаях, и о знаменательных исторических событиях.
Слайд 16-17. История возникновения древнего герба Москвы.
На червленом фоне всадник на белом коне в серебряных доспехах, в лазоревой мантии. В руках длинное копье, которым, поражает он крылатого дракона.
Это изображение появилось не сразу на московских печатях и монетах. Дмитрий Донской получил в наследство печать от своего прадеда, Александра Невского. На печати бал изображен всадник на коне.
Позже на Московских монетах стали чеканить всадника в латах, кольчуге и шлеме, поражающего копьем крылатого змея. Это был символ война, защитника земли русской.
После окончательной победы Москвы над Золотой Ордой, на печати Ивана Грозного появился поверженный крылатый дракон.
Герб Российской Федерации – золотой двуглавый орел на красном щите. Головы его украшены коронами. Крылья широко раскрыты. В правой лапе он держит скипетр, в левой – державу – символ власти.
На груди орла – серебряный всадник поражает копьем черного дракона.
Где можно увидеть герб?
В первую очередь – на самом главном флаге – штандарте, который развевается над резиденцией Президента в Кремле, на знаменах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках.
А еще герб изображен на печатях, бланках, денежных знаках и других важных документах, но только в одноцветном варианте.
3. Практическая работа.
Слайд 18. Ваша задача сегодня на уроке создать свой герб. Примеры гербов вы видите на экране.
Постановка художественной задачи: выполнить проект своего собственного герба «Мой личный герб» или герба своей семьи. Вариант: «Герб моей школы», в котором отразить назначение и содержание школы.
4. Подведение итогов. Слайд 19. Что такое герб? Геральдика? Геральд?
5. Выставка и защита работ “Мой личный герб” и “Герб моей семьи”.