Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления со старооскольской глиняной игрушкой

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу.

Глиняная игрушка всегда искренне воспринималась детьми, потому, что в ней детская наивность, доброжелательность и жизнелюбие. Такими качествами наделили ее народные мастера.

Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе художественно-творческого воспитания в детском саду. Под влиянием народной игрушки деятельность ребенка приобретает творческий характер. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если приучать к этому с раннего возраста, то в последствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

Приобщение детей к народной культуре родного края является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Чтобы привить уважение к традициям и обычаям русского народа, к истории родного края, мы используем в работе с детьми старооскольскую глиняную игрушку.

Яркие, красочные, самобытные старооскольские глиняные игрушки привлекают внимание детей, уважение к культуре своего города. Основная работа по ознакомлению детей со старооскольской глиняной игрушкой вводится в старшей группе. Вначале ознакомления с игрушкой устраиваем выставку, где дети рассматривают изделия народных мастеров, сравнивают их с игрушками других промыслов, подмечают их своеобразие.

После первоначального ознакомления с игрушкой проводим целый блок занятий. Каждое из них начинаем с беседы, на которой дети закрепляют ранее полученные знания, потом рассказываем об истории народного промысла, о своеобразии игрушки, ее символике, о мастерах данного промысла. На каждом таком занятии обязательно вносим что-то новое, чтобы детям было легче усвоить материал, включаем в эти занятия художественное слово, музыку, дидактические игры.

Старооскольские игрушкиСтарооскольские игрушки

На следующем этапе работы приступаем к созданию фигурок по мотивам старооскольских глиняных игрушек. На первых занятиях для лепки и росписи предлагаем детям однофигурные композиции более простой формы: уточка, птичка, курочка. На этих же занятиях дети знакомятся с глиной. Когда дети освоятся с новым материалом и лепкой птиц, вводим изображение животных: коня, медведя, коровы, барана.

На этих занятиях дети уже более свободно оперируют знаниями об игрушке, увереннее пользуются способами лепки, хотя примазывание мелких деталей, сглаживание поверхности формы затрудняет детей, что говорит о недостаточном развитии мелкой моторики рук.

После того, как дети немного освоятся с лепкой игрушек, вводим роспись вылепленных изделий. Знакомим детей с элементами росписи, определяем, какие цвета характерны для этого промысла, знакомим их с семантикой элементов росписи. Этот материал дети усваивают легко и быстро потому, что символика элементов росписи соответствует природным явлениям: земля, вода, капельки, солнце, дерево.

Роспись игрушек тоже не вызывает особых затруднений, освоив лепку игрушек, дети действуют достаточно уверенно и быстро. Здесь сказывается, то обстоятельство, что к этому моменту у детей уже сформировалась достаточная база знаний и устойчивый интерес к этому промыслу.

Затем предлагаем детям изображение более сложных фигурок: дама, всадник. Эта работа, как правило, уже не вызывает особых затруднений, так как на этом этапе обучения у детей появляется интерес к процессу создания игрушек, гордость за то, что такие игрушки создают только у нас в городе и они имеют к этому отношение. У них уже проявляются чувство собственного достоинства, уважение к творчеству мастеров родного города, интерес к народным традициям.

Чтобы расширить и закрепить полученные знания и повысить интерес к этому промыслу, проводим экскурсии в Русский музей Старооскольского педагогического колледжа, где дети получают знания о традиционной игрушке и имеют возможность познакомиться с работами других мастеров нашего города: семьи Лобынцевых, Шевченко и В.П. Пырьевой. Эта работа помогает выявить и расширить уровень знаний об игрушке, повысить интерес к творчеству мастеров родного города.

После того, как дети завершили изготовление поделок, предлагаем обыграть их в дидактических играх:

  • "Найди такую же игрушку"
  • "Узнай по описанию"
  • "Художественный салон"
  • "Что изменилось?"
  • "Узнай элементы узора"

А также в сюжетно-ролевых играх: "Театр", "Магазин игрушек", "Музей", "Выставка".

Завершается этот этап работы организацией итогового занятия в игровой форме или в форме развлечения, например, "Город мастеров" или "Веселая ярмарка". Такое занятие позволяет оценить знания детей, выявить интерес к народному творчеству.

В заключении хочется отметить, что работа по ознакомлению детей со старооскольской глиняной игрушкой направлена на активное приобщение детей к культурному богатству родного края. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, нравственно-патриотического воспитания.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом