Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
В своей работе мы широко используем дидактические игры, которые создаем своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм. Предлагаю вашему вниманию рассмотреть пример изготовления такой дидактической игры "Найди отличие" на занятии по художественно-эстетическому развитию (аппликации).
Тема: Изготовление игры "Найди отличие"
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности "Изготовление игры "Найди отличие".
Задачи:
Детская цель: сделать новую дидактическую игру для своей группы.
Оборудование и материалы: картинки с изображением разных транспортных средств; образец транспортного средства, выполненный из геометрических фигур; ножницы; клей ПВА; кисть; баночка для клея; лист картона; подставка под кисть; геометрические фигуры из цветной бумаги: прямоугольник, квадрат; шаблоны: круг и овал; линейка, простой карандаш.
Воспитатель показывает три пары картинок (образцы разной сложности) аппликации автомобилей из геометрических фигур, с одним отличием в каждой паре (на одном из них есть фара, на другом нет и т.п.).
Воспитатель: Ребята, вы помните игру "Найди отличия"?
- Мы с Аленой Анатольевной изготовили одинаковые аппликации из геометрических фигур, но на одной из них есть лишняя деталь, которая отличает ее от другой картинки.
- А вы уже нашли отличие?
- Молодцы! На одной картинке у автомобиля есть фара, на другой нет.
- А в этой паре картинок? И в третьей паре картинок тоже есть отличие. Найдите его.
- Вам понравилась искать отличия между картинками? А хотите еще? Но картинке всего две, что же делать?
- А вы мне поможете сделать таких карточек больше?
- Как вы думаете, что сначала вам нужно сделать, прежде чем приступить к их изготовлению?
- Конечно, надо хорошо рассмотреть транспорт. (Воспитатель показывает картинки с изображением разных транспортных средств)
- Что нам нужно узнать о транспорте?
- Правильно, нужно знать из каких частей состоит, какой формы корпус, окна, колеса и т. д. Где и как они расположены?
Воспитатель: Ребята, теперь вам нужно найти себе пару. (Дети делятся по 2 человека по желанию)
- У вас на столах лежат геометрические фигуры, какие? (прямоугольники и квадраты)
- Как вы думаете, достаточно ли будет этих фигур, чтобы изготовить необходимый транспорт? Каких фигур нам не хватает? (Треугольник, круг)
- Но у нас нет этих фигур, что же делать? (Вырезать круг и треугольники из квадрата, овал и треугольники из прямоугольника)
- А что делать, чтобы фигуры, которые вы будете вырезать, получились одинаковые?
- Для этого я вам раздам шаблоны круга и овала, овал или круг нужно обвести карандашом и вырезать по линии. Как вы думаете, а линейки нам для чего пригодятся?
Воспитатель: На квадрате и прямоугольнике от одного угла до другого по диагонали по линейке проводим прямую линию и по ней вырезаем, тогда ваши фигуры будут ровные и одинаковые.
- Вам необходимо договориться с вашим партнером, какой транспорт вы будете изготавливать и какое отличие будет на одной из ваших картинок.
- Когда определитесь, какой транспорт будете изготавливать, на листе бумаги разложите геометрические фигуры и составьте из них транспорт.
- Можете приступать к работе.
- А теперь давайте посмотрим, какие карточки у вас получились. (Дети рассматривают картинки транспорта, находят отличия)
- Что было сложным в работе?
- Легко ли было договориться с партнером?
- По какой теме можно изготовить такие же карточки с отличиями?