Цель: формирование у дошкольника (5 лет) с задержкой психического развития конструктивной деятельности.
Задачи:
Оборудование: магнитный конструктор, колокольчик, сундучок, медведи (игрушки), шаблоны для конструирования, переплетенные линии на листе бумаги.
Звенит за дверью колокольчик.
Учитель-дефектолог: Что это звенит? (колокольчик)
- Где звенит? (за дверью)
- Давай посмотрим, кто же это! (открывает дверь, вносит сундучок и открывает его)
- Что же здесь лежит? (достает магнитный конструктор)
- Ты знаешь что это? (конструктор)
- Молодец! Давай его рассмотрим. На какие геометрические фигуры похожи детали конструктора. (квадрат и треугольник)
- Тут еще что-то есть. (на листе бумаги изображены переплетенные линии и животные)
- Мы сейчас узнаем, кто же нам прислал письмо и конструктор. Для этого нам нужно провести карандашом по этой линии. (Ребенок ведет по линии и "приходит" к медвежатам)
Учитель-дефектолог: Вот мы и узнали. Да вот же они. (дефектолог ставит на стол игрушки)
- Медвежата просят нас помочь построить домики из конструктора. Поможем им? (да)
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нем, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шел, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвел! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Учитель-дефектолог достает шаблоны, где изображены квадраты и треугольники: Какие геометрические фигуры здесь есть? (квадратики и треугольники)
- Да, разложи, пожалуйста, конструктор, найди такую же фигуру. (показывает на квадрат, ребенок находи квадрат и кладет на напечатанный квадрат и т.д.)
- Молодец, а сейчас давай с тобой вместе поднимем эту постройку и у нас получится... (воспитатель помогает поднять конструктор и получается объемная постройка "домик")
- Что у нас получилось? (домик)
Учитель-дефектолог: Да молодец! Но у нас еще остались детали. Сколько у нас медвежат. (два)
- А домик один, надо построить еще один. (по второму шаблону ребенок так же выкладывает конструктор. Педагог дает возможность ребенку самому поднять постройку, чтобы она получилась объемная)
- Молодец, посмотри на наши домики, они одинаковые? (нет)
- Чем они отличаются?
Ребенок: Этот домик выше, этот домик ниже.
Учитель-дефектолог: Правильно, давай посчитаем, сколько квадратов понадобилось для постройки этого домика и сколько для этого. (считают)
- Где больше, а где меньше. Давай посчитаем, сколько треугольников. (считают, обговаривают, что треугольников одинаковое количество)
- Как повеселели наши медвежата. Они говорят тебе спасибо и хотят с тобой поиграть в игру "Где мишка?". Закрывай глазки. (ребенок закрывает, педагог ставит медведей за домик), где мишка?
Ребенок: За домиком.
Учитель-дефектолог: Правильно. Еще закрывай глаза. А сейчас где?
Ребенок: Перед домиком. (и так далее, развитие пространственного восприятия)
Учитель-дефектолог: Молодец. Ты очень старался, у тебя все получилось. Медвежата говорят тебе спасибо!