Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке в старшей группе "Дом, в котором я живу"

Задачи занятия:

- Дать элементарные знания о необходимости жилья для человека, о назначении жилища, об из разнообразия, о материалах, из которых строят дома;
- Расширить представления о жилище разных народов;
- Учить внимательно, целенаправленно и последовательно образцы жилых зданий, представленных в картинном виде;

- Учить узнавать жилища в их графическом изображении;
- Учить способам обследования осязаемых поверхностей с помощью тактильно-двигательных действий.

Методы и приемы:

  • Словесно-иллюстративный метод;
  • Активизация имеющихся знаний;
  • Побуждающие вопросы;
  • Практические задания.

Оборудование: иллюстрации; материал для ниткографии; д/и "Найди свой дом" (картинка, контур, силуэт); кусочек кирпичика, веточки, солома.

Ход занятия

Когда-то люди жили
Без крыши над головой.
Защитой скалы были
И леса кров живой.

Дефектолог: Как вы думаете, где могли жить древние люди?
Ответы детей: Дети называют виды древних жилищ (в пещере, шалаше, юрте, чуме и т.д.).
Дефектолог: Давайте рассмотрим, как выглядят жилища разных народов.

Занятие в старшей группе "Дом в котором я живу"Занятие в старшей группе "Дом в котором я живу"

Работа с картинками, выкладывание на магнитную доску

В каких домах живут люди сейчас в городе? В деревне? Из чего люди строят дома?
Ответы детей: Из кирпича, дерева.
Дефектолог: Но люди живут не только в кирпичных и деревянных домах. Они строят дома из камней, глины. А на этих картинках вы видите, что люди, которые живут в теплых странах, у моря, могут жить на лодках, больших палатках. Ещё есть дома - автомобили для людей любящих путешествовать.

Беседа сопровождается показом иллюстраций

Все дома имеют общие части. Как вы думаете, какие? Сейчас я предложу вам отгадать загадки, договорить нужные слова и вы сразу догадаетесь, что общее у всех домов.

Загадки

Ходит взад и вперед,
Никогда не устает.
Никого не обижает,
А все её толкают. (дверь)

Не на полу,
Не на потолке -
И в дом глядит,
И на улицу. (окно)

Дидактическая игра "Доскажи словечко"

Шум какой-то со двора
Все доносится с утра.
Глянем, что произошло
Мы в открытое… (окно)

Чтобы тихо было в доме,
Мы все в комнаты заходим.
Чтобы в тишину успеть,
За собой закроем… (дверь)
Мы ремонтом занимались,
Доски укрепить старались.
Как уютны и теплы
Деревянные… (полы)

Стала комната светлее,
Колдовали мы над ней.
Мел купили, взяли кисть,
Побелили… (потолки)

Чтобы комнаты уютней были,
В них многое переменили.
Для очень важной перемены
Обои клеили на… (стены)

Дефектолог: В сказках тоже встречаются дома? Как часто называют дом в сказках?
Ответы детей: Избушка.
Дефектолог: Давайте вспомним сказки, в которых говорится о домах.
Ответы детей: "Теремок", "Заячья избушка", "Три поросенка".

Дефектолог: Из каких материалов были построены дома у героев сказки?
Ответы детей: Из соломы, веточек, кирпичей, льда, луба.
Дефектолог: Из чего были построены дома поросят в сказке "Три поросенка"?
Ответы детей: Из соломы, веточек, кирпичей.

Дефектолог: Все избушки поросят были крепкими? (выводы детей)
- Давайте мы сейчас обследуем солому, веточку, кирпичик и узнаем, почему так быстро разрушились дома Ниф-Нифа и Нуф – Нуфа, дом Наф-Нафа выстоял.

Тактильное обследование, описание материалов

Дефектолог: Какой материал самый прочный? Какой материал самый легкий?
Какой материал самый тяжелый? (выводы детей)
- Кирпич оказался самым тяжелым, прочным материалом. Поэтому волк и не смог справиться с домиком Наф-Нафа.

Физминутка "Дом"

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим (встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем (показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном.

 

Дефектолог: А сейчас я предлагаю вам поиграть в настольную игру "Найди свой домик".

Пальчиковая гимнастика "Строим дом"

Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи, все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

Дефектолог: В сказке "Колобок" тоже упоминается избушка. Откуда укатился Колобок? С окошка. Я предлагаю вам выложить из ниток картинку из сказки "Колобок". Какие цвета ниток мы будем использовать? (ответы детей)

- Давайте наметим план работы? Сначала мы выложим домик, затем окошко, дорожку. На дорожке мы сделаем Колобка. Если останется время, мы посадим дерево у дороги.
Самостоятельная работа детей

Рефлексия

Сложный путь прошли люди, прежде чем научились строить уютные, оснащенные необходимым оборудованием дома. Дом – эти необходимость. Дом – это радость. Чтобы радовало нас жильё, мы должны его беречь. Выложите картинки так, чтобы они отражали историю развития жилища человека (поочередно).

Молодцы!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!