Образы губернского города и Петербурга в романе Н.С. Лескова "На ножах"

В статье рассматриваются образы губернского города и Петербурга в романе Николая Семенович Лескова "На ножах".

Целью исследования является сравнение и обращение писателей и критиков в своих произведениях к теме Петербурга и губернского города. В статье рассматривается противопоставление Н.С. Лесковым в романе на "Ножах" двух топосов – Петербурга и провинции.

Ключевые слова: провинция, Петербург, нищета, бедный люд, маленький человек.

Один из самых часто используемых приемов в произведениях писателей является описание городов, деревень, губерний. Знакомясь с произведением, читатель невольно становится ближе с автором произведения. Часто писатели акцентирует внимание на том, что герои произведений и окружающая их местность похожи между собой. Окружающие их вещи, быт, дом все это помогает читателю более детально изучить и понять героя произведения.

К теме Петербурга обращаются многие писатели и критики. Петербург – это город, который оставил значительный след в русской истории. В произведениях писателей Петербург представлен по-своему.

У А.С. Пушкина – это светлый город, в котором живет дух петровской эпохи. В произведениях же Н.В. Гоголя все великолепие, величественность и красота отступают перед проблемами, с которыми сталкиваются герои его произведений.

Красота Невского проспекта противопоставляется нищенским кварталам, в которых живут – нищие чиновники, мастеровые, бедный люд. Так, в своем произведении о Петербурге Н.В. Гоголь воскликнет: "О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!"

Для Ф.М. Достоевского - это город, в котором угнетенные нищетой люди, не видят никакого просвета и погибают в безвыходности своего положения. В произведениях Достоевского вся окружающая обстановка давит человека, тем самым воздействуя на душевное состояние героев.

Так, в романе "Преступление и наказание" Достоевского виден городской пейзаж, который соответствует состоянию главного героя Родиона Раскольникова". Обстановка еще больше усугубляет его душевное состояние. Петербург Достоевского это город, где маленький человек будет растоптан, унижен и оскорблен.

В произведениях Николая Семеновича Лескова представлены все типы и разновидности, все слои населения, разные сцены из их жизни: Москва, Петербург, губернские города, глухие деревни, заграница, тундра, степи…

Образы Петербурга 19 векаОбразы Петербурга 19 века

Большое влияние оказал Петербург и на Н.С. Лескова, в котором он реализовался как журналист и как писатель. За время пребывания в столице автор сменил множество адресов и съемных квартир, что позволило ему увидеть Петербург со всеми его положительными и отрицательными сторонами.

В своем романе "На ножах" Николай Лесков противопоставляет два топоса – нигилистский Петербург и провинцию. Петербург у Лескова – это опасный, незащищенный город, в котором простой человек может затеряться и пойти по неправильному пути.

Автор на примере Иосафа Висленева показывает нам, как Петербург влияет на духовные качества и меняет их. В диалоге с Висленевым Горданов толкует о том, что провинция похитрей Петербурга.

Объясняет он все тем, что в Петербурге, ничего не делая, можно считаться умным человеком, а в провинции тебя всего разберут и осудят. Он называет провинцию волшебницей Всеведой, которая до всего доберется.

Сам Н. Лесков в своем романе "На ножах" назвал Петербург–городом "на костях и сваях". Образ мистического города ощущается и в создаваемой писателем атмосфере таинственности, страха, греха, нечистой силы, смерти, и даже в названии глав.

Изначально, по замыслу Лескова события романа происходили в Петербурге, но видимо, его отговорили и посоветовали свернуть события, происходящие в Петербурге. В своем письме к историку и публицисту П.К. Щебальскому, Лесков пишет: "Я вас послушаю и не буду выходить из провинции, насколько можно..."

Следуя этому плану, Н. Лесков переносит события и действия романа в провинцию, действия которых, изначально происходили в Петербург.

Так, в романе "На ножах" в описании съемного дома Иосафа Висленева, читатель узнает в ней столицу "в одном из тех громадных домов Невского проспекта, где, как говорится, чего хочешь, того просишь: здесь и роскошные магазины, и депо, и мелочная лавка, и французский ресторан, и греческая кухмистерская восточного человека Трифандоса, и другие ложементы с парадных входов на улицу, и сходных цен нищенские стойла в глубине черных дворов".

К петербургской теме писатель часто обращается при характеристике трудных взаимоотношений героев "эти разводятся и сводятся как петербургские мосты".

Петербург в романе своего рода "вертеп сорока разбойников", здесь находится касса ссуд Тихона Кишенского. В своем романе писатель воссоздал картину петербургских пожаров, о котором он писал в период, когда был еще журналистом. Так он описывает момент, где из-за меркантильных интересов, предварительно забрав оттуда все ценное, Тихон Кишенский и Алина Фигурина сжигают свой дом.

В своем романе автор не указывает названия губернского города, где происходят мрачные события. Губернский город N типичен – река, церковь, гостиница. В описании губернских домов автор дает возможность читателю глубже узнать жизнь жителей городка N, предугадать характер героев. Автор относится с симпатией к провинциям.

Роман "На ножах" Н. Лескова начинается с описания дома Висленевых. Дом этот "просторный и барский", как упоминает автор о нем в своем произведении, был рассчитан только на одну семью и считался бездоходным.

Тот факт, что дом был построен по старорусскому дворянскому обычаю, говорит о том, что дворянское общество не предвидело никаких перемен в будущем. Так можно объяснить противоречивый характер Иосафа и Ларисы, когда идет борьба между старым воспитанием и новой пропагандой, созвучный даму.

Для героев романа "На ножах", дом – это защита от тоски и одиночества, это место признаний и тяжелых размышлений. Так для Иосафа Висленева ‒ истинным домом является отцовский дом, где он признает, что идет по неправильному пути.

Для генеральши Синтяниной – это ее хутор Починок, где она находит успокоение. Дом нельзя назвать господским, потому что таковым он и не является. Лесков в описании дома пишет "небольшая, оштукатуренная пристройка при высоком сосновом амбаре никак не имеет права претендовать на звание самого скромного господского домика, но эта пристройка и есть жилье Александры Синтяниной".

Несмотря на скромность хутора, окружающий маленький цветник, небольшой плодовый садик все мило хозяйке. Александра Синтянина чувствует себя в этом хуторе уютно.

Размер:
17.66 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: литература