Петербург основан более трехсот лет назад, но его история притягательна тем, что не уходит корнями в древность, но является "богатой эпохальными событиями", – утверждает П.А. Кошель.
Не случайно, что этот город привлекал внимание многих писателей. К данному образу обращались А.С. Пушкин, А.И. Герцен, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой. Так, по мысли А.С. Пушкина, Петербург был замечательным соединением великих замыслов Петра Первого и умелости русских мастеров.
Одновременно это "город униженных и оскорбленных". "Петербург – воплощение общего отвлеченного понятия столичного города" – говорил А.И. Герцен, осознавая, что это собирательный образ города, состоящего из величия высшего общества, но с отголосками трагической, трудной судьбы.
А Петербург Н.В. Гоголя – это фантастический мир, где правят власть и роскошь, а простой человек попросту может сгинуть, не оставив о себе даже крупицы памяти. Здесь люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают. Для Л.Н. Толстого Петербург – источник искушения и различных бед его жителей.
На протяжении всего своего творческого пути обращается к образу Петербурга и Н.А. Некрасов. Писатель провел в этом городе сорок лет, видел, как город капитализировался: "... в Петербурге несравненно более чем где бы то ни было, купцов-капиталистов, возникающих нежданно-негаданно из людей беднейшего и, большею частью, низкого класса".
Да и сам Некрасов часто голодал и мерз на улицах Петербурга, спал в ночлежках, познавая жизнь петербургского бедняка, наблюдал, как рядом с величественными особняками строились фабрики, доходные дома, как некрасивые, угрюмые здания с дворами-колодцами портили классические ансамбли, как столица теряла свой строгий, стройный вид.
Показывая жизнь городской бедноты, видя социальные контрасты, поэт показывает читателям не только красоту Петербурга, но и заглядывает в самые сырые и серые его углы, глубоко раскрывая противоречивость столицы.
Он пишет:
"Столица наша чудная
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам – рай.
Здесь всюду наслаждение
Для сердца и очей,
Здесь все без исключения
Возможно для людей
При деньгах – вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть..." ("Говорун")
Читайте также: Особенности лирики Некрасова Н.А.
Важно отметить, что Некрасов изображает Петербург с двух сторон: с одной – это красота, богатство, величие городских зданий, счастливая жизнь богачей, с другой – жизнь петербургских бедняков, обитателей чердаков, подвалов, протекающая в голоде и холоде. При этом Некрасов акцентирует внимание на жизни городской бедноты.
"Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых замечал я прежде только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление.
Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые домы... И сильней поразили меня такие картины, неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все, что есть в тебе блестящего и поразительного!.. " – говорит он .
Этот образ города нищих нашел отражение в цикле "О погоде" (1865). Так, цикл посвящен страданиям народа, но из-за цензурных соображений Некрасов создает цикл под видом заметок о погоде.
Так, в первом стихотворении цикла "До сумерек" поэт затрагивает проблему жестокости, которая царит в Петербурге: "в целом городе нет человека, в ком бы желчь не кипела ключом", "всюду встретишь жестокую сцену", "под жестокой рукой человека чуть жива, безобразно тоща, надрывается лошадь-калека", "нынче погода дурная" .
В произведении "Сумерки" представлена тема тяжелого труда, который совершенно не способствует улучшению жизни людей: "жизнь трудовая", "начинают ни свет ни заря", "все сливается, стонет, гудит", "смрад и копоть" и тема голода: "все о деньгах, о нужде, о хлебе" . А в стихотворении "Крещенские морозы" автор показывает, что в Петербурге бедным жителям нет спасения ни от холода, ни от голода.
В последней истории "Кому холодно, кому жарко" Некрасов говорит о губящем климате города, о сырости, туманах, холоде, из-за которых страдают в первую очередь петербургские бедняки. Петербург Некрасова поражает сознание читателей реалистичностью его изображения. По мнению самого поэта, действительность настолько ужасна, что можно и не прибегать к средствам фантастики. Петербург страшен не фантастичностью, а нищетой, царящей в темных частях города.
Таким образом, Некрасов изображает не столько красоту Петербурга, сколько его ужасы, его социальные противоречия. Он ярко отражает контрасты большого города, изображая два мира: богатых и бедных, владельцев красивых особняков и обитателей серых и холодных трущоб. Великолепную северную столицу, один из красивейших городов мира, он видит глазами именно петербургского бедняка и воспевает ее как поэт революционной демократии, с огромным сочувствием к несчастным и обездоленным.
Он показывает, как несправедливый социальный строй толкает бедняков на преступления, обрекает их на нищенское существование, губит души людей. Системное изучение творчества Н.А. Некрасова в 5-11 классах основывается на методе творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим и активизации межпредметных и внутрипредметных связей, опирается на личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Данная методика основывается на принципе системности, который обеспечивает преемственность и реализуется через установление связей между содержанием обучения и поэтапным решением методических задач: формирование начальных представлений о творчестве писателя, углубление начальных представлений, формирование представления о его поэзии как художественном целом.
Особое внимание стоит уделить изучаемому в 10 классе циклу "О погоде". Обучающимся необходимо показать, что и в таких коротких стихах Некрасов является мастером типизации. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что в четырех стихотворениях цикла поэт разоблачает противоречия капиталистического города, а его симпатии находятся на стороне петербургской бедноты.
Некрасов разоблачает не только отдельных представителей крепостников и капиталистов, но и всю буржуазную мораль и лицемерную нравственность, весь существующий капиталистический строй.