Статья "Топонимическое пространство в военной прозе А.Х. Хакимова"

Военная проза Ахияра Хакимова представлена достаточно обширно, так как он был участником Великой Отечественной войны. В его творчестве война нашла художественное отражение.

В повестях "Сполохи", "Мост", "Хромая волчица" создан портрет молодого военного поколения. В повести "Свадьба" рисуется жизнь башкирской деревни в военные годы.

Ахияр Хасанович Хакимов (1929-2003) башкирский писательАхияр Хасанович Хакимов (1929-2003) башкирский писатель

Герои "военных" повестей А. Хакимова, с гордостью восклицающие "Башкир я!", вызывают тем самым у собеседников ассоциации узнавания: "Знавал я башкир", - говорит Нефедыч ("Хромая Волчица"), "я про вашего Салавата читала", - вспоминает Таня ("Сполохи"). Описывая пространство фронта, уделяя внимание реалистичному изображению хода военных действий, автор преднамеренно упоминает родной край в мыслях и словах своих героев.

А. Хакимов уделяет большое внимание душевным движениям, определяющим поведение героев в моменты испытаний. Поднимаясь до художественных обобщений, он стремится показать их изнутри. Писатель мастерски использует особенности ретроспективной композиции, в частности, прием "монтажа": действие периодически переносится из одного времени в другое, из фронтового пространства – на родную территорию.

Популярность этого приема в башкирской прозе отмечала Г.Р. Гареева, при этом указывая на его корни, уходящие в традиции тюркской литературы. Но отличие произведений Ахияра Хакимова состоит в том, что смешение разных временных и пространственных структур носит уже не формальную функцию, а смысловую. Через освещение воспоминаний о прошлом писатель предлагает своим персонажам найти ответы и способы разрешения проблем в настоящем.

В композицию военных повестей ("Сполохи", Мост", "Хромая Волчица") органично входят вставные новеллы, которые, рассказывая о судьбах людей, расширяют общую картину повествования. Подобные пространственные перестановки, являющиеся весомой композиционной линией, усложняющей архитектонику повестей, диктуются желанием автора переключить внимание читателей с внешней стороны происшедшего на внутреннее состояние персонажей.

Описывая в повести "Сполохи" события 1943 года, происходящие на украинском фронте, Ахияр Хаким знакомит нас с юношей Каримом, потерявшим родителей и вынужденным так рано взять оружие в руки. Молодой боец, размышляя о войне, о судьбах погибших однополчан, задумывается о родной земле: "Далеко Башкирия, а Украина тоже наша земля, моя".

Через употребление топонима Башкирия, не соотносимого с художественным временем повести, мы наблюдаем "двойственное" пространство, в котором постоянно находился герой. Будучи на войне, далеко-далеко от родных мест, Карим всегда помнил о своем крае, о тех людях, что остались дома, о главной цели – защите Родины. Здесь следует особо сказать об одном свойстве художественного пространства - дискретности (прерывность).

Это свойство дает возможность писателю переносить действие с одного места в другое, что делает ненужным описание промежуточного пространства. Дискретность пространства проявляется в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей, наиболее значимых для автора.

Топоним Башкирии в разных фонетических вариантах часто встречается в произведениях Ахияра Хакимова. Данный факт говорит об особой значимости этого этнокультурного образа для писателя

Использование данного конкретного топонима в военной прозе позволило автору изобразить Башкирию времен Великой Отечественной войны глазами жителей башкирского региона: и тех, кто оставался на родной земле в период этих страшных событий, и тех, кто сам принимал в них участие вдалеке от родины.

"Далеко Башкирия", - размышляет шестнадцатилетний радист, обманом попавший на фронт. А в беседе с санитаркой Таней, которая рассказывала, что такое море, он упоминает Казаяк, свою родную речку. И в то же мгновение перед ним возникает образ Башкирии, далеко из памяти встают картины милого края. Нарушение хронологической и пространственной организации в этом случае преследует одну цель – придать глубину сюжету, ярче выразить важные детали и образы повествования.

Холодное, стремительное дыхание войны доходит до речки Казаяк и в повести "Свадьба". Ахияр Хакимов рисует долгую полосу бед, трагедий, человеческого горя, выпавшего на людей, живущих в тылу. Одна за другой получают женщины черные листы"; кто-то, не выдержав горя, трогается умом, другие теряют честь. И над всем этим высоко стоит любовь Хайбуллы и Малики, главных героев повести.

Привычная для автора интонация лирического повествования звучит на фоне шума волн Казаяка. Эта река – свидетель зарождающегося чувства героев, на ее берегах происходили первые свидания: "Над головой в высоком, быстро гаснущем небе мерцали последние лучи, внизу о подножье скалы билась вода". И в минуты отчаяния, когда ждала молодая жена своего любимого, на берегах этой речки находила она успокоение.

Топоним Казаяк в этом тексте выступает не только в роли ориентира местности, но и в качестве сравнения для героини: "А душа Алтынсес – река, вернувшаяся в берега". Отчаявшись ждать новостей от пропавшего на войне Хайбуллы, Малика поддается уговорам свекрови вернуться в дом отца и принять предложение от другого мужчины. Именно в этот день приходит ей телеграмма – жив герой!

Послушала Алтынсес, как запричитали женщины, и побежала на берег Казаяка. Какого ответа искала она у той реки, что всегда была ей советчиком? Поделиться ли счастьем хотела? Нет, темные воды реки, отсвечивающие на себе звездную россыпь, стали последней дорогой девушки, не сумевшей простить себя за то, что не дождалась.

И струя "бешеной" реки уже вилась у подбородка, затягивая не умеющую плавать девушку все глубже и глубже. Вот так конечность человеческой жизни противопоставляется вечному шуму "бурлящей воды". Мечты героев о счастье сочетаются с драматической реальностью тех лет, что создает в повести "особый эмоциональный настрой".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!