Сервантес и его "Дон Кихот"

В конце XV века Испания стала единым объединенным государством. Дремавшие творческие силы получили бол ее благоприятные возможности для развития в различных сферах действительности. Страна с некоторым опозданием вступала на путь ренессансного переустройства, сказавшегося; естественно, и в подъеме культуры.

Испания, как и соседняя Португалия, вела в Америке захватнические войны, которые помогли укреплению ее политического и экономического значения. Однако огромные ценности не способствовали обогащению страны и ее экономическому развитию. Стремление стать мировой державой, вмешательство в дела европейских государств оказались причиной многих неудач внешней политики. Отпадение Нидерландов и разгром дорого стоившего флота «Непобедимой армады» свидетельствовали о начале упадка могущественной державы.

Монархия, в границах которой «никогда не заходит солнце», не смогла остановить кризис в сельском хозяйстве, сказавшийся в отказе от более совершенных форм его ведения, не сумела выдержать конкуренцию с такими морскими государствами, как Англия, Нидерланды, отчасти Франция, и не смогла сохранить свои позиции в области торговли и промышленности. Награбленное в заокеанских землях не спасло Испанию от финансового краха. Естественно, что горожане и крестьяне несли бремя непосильных налогов, в то время как безмерная роскошь, беззаботное существование, увеселения стали узаконенным уделом высшей знати и правящих кругов. Безудержная эксплуатация большинства государством, церковью, владельцами латифундий заставила многих задуматься и выступить против несправедливости и произвола монархии Габсбургов.
 Испанская литература и изобразительное искусство имели неплохие традиции. Прежде всего надо помнить о превосходной традиции лиро-эпического романса, который аккумулировал разнообразную тематику, зачастую откликаясь на события политической и общественной жизни. Недаром Сервантес охотно пользуется этим поэтическим жанром, в частности при обмене посланиями литературных героев в «Дон Кихоте».
При всей надуманности и нарочитой занимательности рыцарских романов, получивших огромное распространение не только в Испании, в них наметился и реализовался интерес к психологии героев, и эта их особенность определила сочувственное отношение Сервантеса в его романе.
События колониальных войн вызвали к жизни конкистадорские поэмы. Изнанка этих событий была изображена заурядными их участниками Д. Диасом и М. Кастро, правдиво рассказавшими о грабежах, насилиях и убийствах при завоевании Мексики и других стран Кортесом и иными конкистадорами.
Известное место занял в испанской литературе пастушеский роман, нашедший отражение и в творчестве Сервантеса, в его романе «Галатея», в некоторых эпизодах и рассуждениях в «Дон Кихоте». Этот сентиментально-психологический вариант романа имел свой круг читателей и сторонников. 
Таким образом, испанская действительность XVI -XVII веков и уровень литературного развития страны заставляли ожидать талантливого и многосторонне одаренного художника, который сумел бы возвысить свой голос гуманиста в изображении и осуждении эпохи, а также придать родной словесности масштабы и значительность, каких она до него не знала. Этим гениальным писателем стал М. Сервантес.
К рядам обнищавшего дворянства, получившего в Испании название идальгии, принадлежала семья бедного врача, в которой в 1547 году, родился сын. Его нарекли, именем Мигель, присоединив родовую фамилию Сервантес Сааведра. Из всех детей только Мигедь получил высшее образование, очевидно с детства обладая способностями, обращавшими на себя внимание. Что могло ждать талантливого, но бедного, юношу, лишенного поддержки знатных покровителей из числа грандов? Сервантес владел поэтическим даром и стихами на смерть королевы Изабеллы Валуа привлёк к себе интерес, однако надо было думать не только о себе: семья находилась в плачевном положении.
Не щадя своего самолюбия, молодой поэт становится доверенным слугой кардиналу Аквавивы, который берет его в составе свиты в Италию.
Политические события и возможность военной карьеры приводят Сервантеса в ряды испанских войск, участвующих в войне против Турции. Тяжелое ранение в битве при Лепанто (1571), где проявил храбрость и самообладание, сделало его непригодным к службе в строю. Превратности судьбы достигли предела, когда Сервантес и его брат стали пленниками алжирских пиратов, напавших на фрегат «Солнце», направлявшийся из Италии в Испанию. Многие тысячи испанцев оказались в тяжелейших условиях, о чем Сервантес писал министру Филиппа II Матео Васкесу, прося о помощи и принятий мер к освобождению. Несколько раз Сервантес пробовал бежать из плена, но все кончалось неудачно; только при помощи денежного выкупа ему удалось, возвратиться на родину в 1580 году.
Безрадостны были «впечатления бытия» Сервантеса: семья ещё больше нуждалась, чем прежде, расчеты вернуться на военную службу или стать писателем оказались неосуществимыми. Отчетливее, чем раньше, он увидел крайнюю изолированность светской и церковной знати от интересов народа, к пониманию которых приблизился вплотную за годы военной деятельности и алжирского плена. Неудачная судьба пастушеского романа «Галатея», который не принес ни известности, ни облегчения житейских трудностей, заставила Сервантеса искать других путей. После женитьбы и переезда в Севилью он в поисках заработка становится комиссаром интендантства военного флота, а затей чиновником по сбору недоимок. Тут ему снова пришлось хлебнуть горя. Трудно сказать, самое содержание работы или наблюдения над произволом и насилием, которым, казалось, нет конца в нищенской испанской деревне, вызывали больше раздумий и ощущения собственного бессилия. Ложные обвинения и непроизвольные промахи по службе не раз приводили автора «Дон Кихота» в тюрьму, так что границы его жизненного опыта достигли возможного предела.
Сервантес не оставлял литературной деятельности, принимая участие в поэтических состязаниях, работая в малоизвестном в Испании жанре новеллы. Самое удивительное, что этот нуждавшийся и непризнанный писатель нашел мужество работать над главной книгой своей жизни - «Дон Кихотом», первый том которого появился в печати в январе 1605 года.
Переехав в Мадрид, Сервантес установил личные отношения с такими писателями, как Кеведо, Эспинель и Лопе де Вега. Автору романа о Рыцаре Печального Образа уже немало лет, лишения и постоянная нужда подорвали его здоровье, но Сервантес впервые нашел себя как писатель и лишь в постоянном творческом труде черпая силы. Можно только удивляться этой неутомимой плодотворной деятельности. Закончен и вышел второй том «Дон Кихота» (1615), в 1613 году издаются «Назидательные новеллы», по духу столь близкие гениальному роману, а в 1614 году - «Восемь комедий и восемь интермедий» (и в интермедиях Сервантес во многом остается неповторимым, самобытным творцом). При жизни писателя не появился его большой роман «Странствия Персилеса и Сехисмунды», полностью подготовленный к печати; он был издан через год после смерти автора, в 1617 году.
Уже было сказано, что испанская литература до Сервантеса достигла значительных успехов. Следует упомянуть еще о плутовской повести и романе, стремившихся показать повседневность без прикрас. И умолчаний, изобразить судьбу людей, обиженных судьбой, много повидавших и усвоивших простую истину, что без защиты себя, своих интересов существовать трудно. Пикаро, герой плутовского романа, был деятелен, его характер мало менялся на протяжении повествования, но приключения, в которых он неизбежно участвовал, как бы восполняли черты этого авантюриста. Присущие этому жанру свойства особенно ярко проявились в анонимном романе «Жизнь Ласарильо с Тормеса»; суровая действительность дает себя знать на каждом шагу и заставляет Ласаро приспособляться к встреченным людям, возникшим обстоятельствам. Без твердых нравственных основ, без всякого воспитания, он думает только о заработке и внешнем благополучии. Он не прощает оскорблений и обид, ища удобный случай для мести, и всегда умеет постоять за себя; однако иной раз ему присуще бескорыстие, как в эпизоде с нищим оруженосцем (в чем-то сходном с ламанчским рыцарем), когда Ласаро готов взять на себя все заботы об этом неудачнике. Смена лиц, встречаемых героем, помогает автору создать живописный фон, изобразив современную Испанию.
Хорошее знание и понимание отечественной литературы, обширные сведения, приобретенные на университетской скамье, и впечатления собственной жизни помогли Сервантесу преодолеть ранние искания и области лирической поэзии и пасторального романа, подойти к решению важнейшей задачи нового эпоса и к созданию реалистического романа.
Каковы были условия создания «Дон Кихота»? Об этом известно ничтожно мало, даже новые исследования не могут показать лабораторию писателя. Одно совершенно ясно: желанию писать, творить всегда препятствовала необходимость писать отчеты и проверять счета. Грустно было Сервантесу сознавать свою беспомощность, когда его дважды бросали в тюрьму, а казнокрад и проходимец герцог Медина Сидония, главный виновник гибели «Непобедимой армады», оставался на свободе. Однако время тюремного заключения можно было отдать размышлениям и работе над задуманной эпопеей. Какой большой запас творческой энергии и какую твердую волю и веру в себя проявил замечательный автор романа о Дон Кихоте и Санчо Пансе, чтобы не отступить от задуманного!
У Сервантеса сначала явилась мысль осмеять рыцарский роман, получивший очень большое распространение. Надо было набраться смелости, чтобы ополчиться против произведений, рисующих вымышленный мир чувств и событий, которые, казалось, прочно заняли место среди наиболее читаемых книг. Автор отступил от традиции рыцарского романа, прежде всего изобразив реальную жизнь с сотнями живых людей, принадлежащих к самым различным сословиям.
Превосходно зная испанскую деревню и ее обитателей, он не только видел ее бесправие и нищету, но и осознавал ее как крайнюю противоположность замку богатого гранда, владельца бескрайних земельных угодий. Кто мог лучше рассмотреть подлинное лицо современной Испании, как не обнищавший дворянин-идальго, достаточно образованный и начитанный человек, бежавший от скудной действительности в фантастическую, книжную страну рыцарства, отжившего свой век и превратившегося в угодливых придворных, ищущих выгодных постов и влиятельного покровителя?
Сервантес ярко покажет в романе это вырождение рыцарства, особенно в картинах, изображающих герцогский двор, пребывание у Дон Диего де Миранда, Алонсо Кихано Добрый становится Дон Кихотом Ламанчским в результате бегства (а разве оно возможно?) от повседневного недоедания, скудости умственного общения, серенькой жизни, бегства, которое он попытался осуществить сначала один, а потом найдя помощника в лице крестьянина Санчо Пансы, ставшего его оруженосцем. Худой и высокий Дон Кихот и приземистый, толстый Санчо Панса, тощий Росинант и упитанный осел оказались в центре сюжета, придавшего единство сложному творению, которое стало вечным спутником человечества.
Постепенно введя главных действующих лиц в роман, Сервантес в I главе говорит о перерождении бедного идальго в странствующего рыцаря, готового отправиться в дальний путь во имя защиты и помощи обездоленным, униженным, нуждающимся в утешении. Самые сборы героя отмечены в литературоведении многократно как удивительный образец словесной живописи; к ним примыкают рассуждения о почетном новом рыцарском имени, о необычной кличке для коня и, наконец, о выборе прекрасной дамы, без которой ни один рыцарь не может обойтись. С примерной последовательностью Дон Кихот делает своей избранницей крестьянку Альдонсо Лоренса, дав ей имя Дульсинеи Тобосской.
Отсутствие правильного понимания происходящего автор оправдывает «сухостью мозгов» героя - следствием чрезмерного чтения рыцарских романов, но это не делает Дон Кихота предметом постоянной насмешки, так как он наделен высокой человечностью, гуманистическим пониманием современности. Принципиально важна VI глава I тома романа с описанием разбора библиотеки для выявления книг особенно вредных и привлекающих читателей безудержной фантастикой и похождениями. Сервантес использует разбор, осуществленный священником, лиценциатом и цирюльником, чтобы сформулировать свое отношение к литературе и отдельным авторам. Кстати, в ХLVIII главе того же тома литературная тема вновь возникает в разговоре священника и каноника. Уничтожение многих книг не может «пресечь зло», и больше того, Санчо Панса становится верным спутником, оруженосцем ламанчского воителя.
Совместный путь основных персонажей романа глубоко поучителен, он отмечен сближением двух столь несхожих людей, как сухопарый идальго и толстый оруженосец. Они различны по своему сословному положению, хотя зажиточности обоим явно не хватает. Один многое видит по-своему, в отрыве от действительности; другой часто понимает ошибку Дон Кихота, но это не мешает ему верить в обещанное губернаторство на острове Баратария и убедиться в голубиной кротости и доброте Рыцаря Печального Образа, как Санчо называет Дон Кихота.
Эти две фигуры первого плана даны динамически, в развитии тех свойств и качеств, какими их наделил автор. Партитура романа осложнена до чрезвычайности (но не до избыточности) персонажами, участие которых необходимо, хотя иной раз их роль всего лишь роль статиста на большой сцене. Особенно широко в первом томе автор использует вставную новеллу, которая приумножает сложность сюжета и еще более расширяет проблематику всего романа.
Утопические идеи, столь свойственные эпохе Возрождения, не получили широкого распространения в католической Испании. В монархии Габсбургов церковное учение о загробной жизни и райском блаженстве праведников и муках грешников в преисподней (в современном, контексте инквизиционных судов) стало стеной на пути мечты о государстве будущего. Передовая идея «Утопии» Мора и более ограниченная в своей социальной избирательности идея Телемского аббатства у Рабле выросли на иной почве, чем испанская, и тем удивительнее слова о «золотом» веке, которые обращает к пастухам Дон Кихот (глава XI), касаясь в основном таких вопросов, как преимущество равенства и все» общего довольства, как этическая ответственность и личная свобода. Впрочем, автор мог отвести подозрения и замечания, указав на, безумие своего героя, произносящего такие речи, на частые его ошибки и заблуждения.
Сервантес сделав героя романа многосторонне развитым и умным человеком, способным вести беседу о театре и литературе, начитанным ценителем поэзии. Наставления Дон Кихота Санчо перед его отъездом на остров Баратария обстоятельны и учитывают многие трудности, ожидающие оруженосца на новом месте. Но величие духа сменяется сражением, с ветряными мельницами, спектаклем кукольного театра, когда рыцарь вмешивается в сценическое действие, чтобы оградить обиженных, сражением с винными бурдюками на постоялом дворе. Чувство и понимание жизни оставляют Дон Кихота, он начинает действовать по устарелым и почерпнутым из романов моральным и житейским нормам.
Все испытания не могут отвратить ламанчского воителя от службы странствующего рыцаря. А сам Сервантес готов показать читателю, как нередко, помощь Дон Кихота идет во вред тому, кого он защищает (эпизод с пастушком Андресом, которого избивает богатей Хуан Альдудо).
Тема дамы не была главной в романе, оставшись побочной в силу других задач. Впрочем, Сервантес вводит рассуждения в приподнятом духе о служении даме, письма героя к Дульсинее. По рыцарскому статусу, Рыцарь Печального Образа все подвиги посвящает прекрасной даме, довольствуясь платонической любовью.
До самых глубин испанской действительности дошел в своем романе гениальный автор, с сочувствием и любовью говоря о простом крестьянине, об обнищавшем дворянине. Роман представляется нам эпопеей Испании XVII века, в которой автор часто показывает себя сторонником народных интересов, крестьянства, сочувственно относится к разбойнику Роке Гинарту - заступнику бедняков и к чудаковатому рыцарю, которому удается с наибольшей убедительностью поведать о гуманистических идеях Возрождения.
В романе есть и биографические мотивы: Так, в изображении герцогской четы, ее гнусного издевательства над благородным Рыцарем Печального Образа налицо отзвуки отношений писателя с такими «покровителями», как Дон Хуан Австрийский, герцог де Бехар, граф Лемос. Иной раз говорят о донкихотстве как типическом явлении уже во времена Сервантеса, у иных появляется желание сблизить героя романа с его автором; у других - утверждать, что донкихотством заражены даже такие современники, как незадачливый полководец Дон Хуан Австрийский, Филипп II и др. Если в этом заключена доля истины, то все же ясно, что самый образ Дон Кихота помог становлению раннего европейского реалистического романа; войдя навсегда в ряды спутников человечества.
Заканчивая I том романа, Сервантес уведомлял читателя, что следующий поход его героев - в Сарагосу. Однако в среде недругов и противников Сервантеса нашелся аноним, который под вымышленным именем Авельянеды выпустил продолжение Сервантесова романа. Плагиат возмутил честного и не знающего компромиссов Сервантеса, и он парировал нанесенный ему удар выпуском II тома, в котором с LIX главы ведет изобретательную встречную кампанию против гнусного оскорбителя его литературного имени; происходит встреча подлинных персонажей романа о Дон Кихоте с читателями плагиата, а в конце появляется Альваро Тарфе, сошедший со страниц плагиата, чтобы в присутствии алькальда удостоверить, что подлинный Дон Кихот не был ему известен.
Приближаясь к развязке романа, Сервантес проводит героя через участие в двух поединках, один из которых оканчивается победой, а второй - поражением рыцаря из Ламанчи. Настает пора отказаться от звучных прозвищ. Самсон Карраско, ставший «Рыцарем Белой Луны», требует завершения странствований и борьбы за справедливость. Второй том романа сильнее и философичнее первого, в нем меньше житейских будней, больше рассуждений и авторской оценки.
Неизменно следует по страницам романа Санчо Панса, которому дано видеть жизнь без прикрас и книжной фантастики. Мы хорошо знаем Санчо, однолинейность трактовки его автором, типичный говорок, уснащенный пословицами и поговорками, сметливость и хитрецу, понимание и соблюдение семейных интересов наряду с умением разобраться и в сложных житейских конфликтах; и в чопорной неискренности герцога и его окружения. Санчо понимает Дон Кихота, учится у него и оказывается способным учеником. В нем органически сочетается хозяйственность крестьянина и пренебрежение к сословным преимуществам, соблюдение личной корысти и самоотверженная дружба с Дон Кихотом. Происходит сближение этих столь непохожих с первого взгляда людей; в их необыкновенных приключениях, в задушевных беседах развивается дружба, которая прерывается только смертью ламанчского рыцаря, ставшего вновь Алонсо Кихано. Таким образом, и Санчо Панса становится на страницах эпопеи носителем идей действенного гуманизма.
Вместе с Дон Кихотом Санчо вдохновляет художников и скульпторов, артистов и писателей, критиков и философов на постоянное обращение к гениальному роману, чтобы новое понимание, другая трактовка так хорошо знакомых литературных героев взволновали по-иному своих почитателей.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: творчество, биография

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.