Типология женских образов в творчестве Сергея Довлатова традиционна и корнями уходит в глубины архетипического сознания.
В соответствии с классической традицией, основной функцией довлатовских женских персонажей является раскрытие характера главного героя. Писатель использует два традиционных для русской литературы женских типа.
Условно их можно определить как "роковая женщина" и "женщина-жена" или "весенний" и "осенний" тип. Традиционно в искусстве условный образ "роковой женщины" ассоциировался с весной, с красотой и неплодностью, а образ женщины-жены - с осенью и плодородием.
В эпоху классицизма и романтизма в русской литературе изображались по большей части героини первого типа. Первым "осенний" тип ввел A.C. Пушкин, предположив судьбу "романтической" героини после свадьбы. Это был образ матери Татьяны и Ольги Лариных. Довлатов развивает традицию классификации своеобразным образом, так как она тесно связана с автобиографическими и псевдодокументальными особенностями его прозы.
В жизни писателя было несколько женщин, оставивших глубокий след в его душе: первая жена Ася Пекуровская, мать старшей дочери Довлатова Марии; Елена Довлатова, его вторая и последняя супруга, мать Екатерины и Николая Довлатовых; Тамара Зибунова - гражданская жена Довлатова в Таллине, мать дочери Александры.
Каждая из этих женщин стала прототипом некоторых героинь довлатовской прозы. Опыт общения с Асей Пекуровской был использован при создании образа Таси ("Филиал"), история любви с Тамарой Зибуновой послужила созданию образу Марины в повести "Компромисс".
Однако главной женщиной в жизни Довлатова стала его супруга Елена, прототип Лены ("Чемодан", "Наши") и Тани ("Заповедник"). Это ей он посвятил одну из своих лучших произведений - повесть "Заповедник" с эпиграфом "Моей жене, которая была права".
Женские образы, связанные с первой женой Асей Пекуровской, соответствуют типу женщины-весны. Наиболее ярко героиня этого типа представлена в повести "Филиал" в образе Таси. Вариантом того же типа можно считать и Марусю Татарович из повести "Иностранка".
В описании образа Таси писательский акцент делается на внешней красоте героини: "Она высокая, стройная. Голубая импортная кофточка открывает шею. Тени лежат возле хрупких ключиц". Даже через пятнадцать лет после расставания, когда сам герой постепенно стареет, она остается все такой же высокой и красивой.
Ее красота неподвластна времени, и даже черты характера, очерченные в прошлом, остаются у нее в настоящем. Тася привлекает других мужчин, даже присутствие героя рядом не освобождает ее от мужского внимания. В то же время ее красота остается пустой и холодной, хотя и манящей, завораживающей.
Героини "весеннего" типа всегда бездетны. Об этом свидетельствует и равнодушное отношение Таси к детям. Она отказывается ехать в повозке с детьми в парке, когда служащий предлагает ей присмотреть за малышами.
Личные качества героинь "весеннего" типа Довлатова всегда непривлекательны. Эпитеты, которые автор использует в произведениях для их описания, говорят сами за себя: "мягко говоря, неуравновешенная женщина", "своенравная, нелепая и безнравственная, как дитя", "женщина, злоупотребляющая косметикой, нахальная и беспомощная", "ужасная женщина", "жестокая, эгоцентричная и невнимательная", "лживая, безжалостная и неверная".
О Марусе Татарович в повести "Иностранка" Довлатов пишет: "Она мне сразу же понравилась - высокая, нарядная и какая-то беспомощная. Бросалась в глаза смесь неуверенности и апломба".
Тася несет в себе частицу зла, делая тех, кто оказывается рядом, злее, подозрительнее, эгоистичнее: "Когда Гага Смирнов опрокинул фужер на штаны, я прямо-таки расхохотался. Должно быть, Тасино присутствие слегка нас всех ожесточило".
Она - носитель хаоса, который поглощает героя и которого тот панически боится: "Вот оно, думаю, мое прошлое. И это прошлое вдруг становится моим настоящим. А может, упаси Господь, и будущим".
Хаос захватывает героя, и он перестает принадлежать самому себе, поступает вопреки своей логике и собственным желаниям. Герой видит в этой стихии уничтожение собственной личности.
Зависимость автобиографического героя С. Довлатова от "весеннего" типа женщин настолько велика, что аномалия для него становится нормой, и происходит это вопреки его воле: "Мы тридцать лет знакомы. Двадцать лет назад расстались. Около пятнадцати лет не виделись. Да не желаю я тебя хотеть. Вернее, не хочу желать".
Второй тип женских персонажей можно условно назвать "осенним". В разных произведениях писателя он представлен образами жены героя: просто жена ("Филиал"), Лена ("Наши"), Таня ("Заповедник"), Елена Борисовна ("Чемодан"), Надя ("Ослик должен быть худым"), Лиза ("Встретились, поговорили").
В традиционном понимании этому типу соответствует образ матери-земли, совсем не красивой внешне, но родящей и потому прекрасной внутренне.
Героиня "осеннего" типа - полная противоположность "весенней". Ее не отличает красота. Герой повести "Чемодан" Довлатов разглядывает семейный альбом и видит в нем фотографии своей жены Лены: "хмурую девочку в стоптанных туфлях", "смущенную барышню в дешевом купальнике".
Внешняя привлекательность женщины хотя и не отрицается писателем, но ей уделяется минимум внимания. И пусть Довлатов не говорит открыто о своей любимой героине как о некрасивой, однако логика его мыслей примерно такова.
Героиня "осеннего" типа, прежде всего, - мать. Автор пишет: "В общем, после рождения дочери стало ясно, что мы женаты. Катя заменила нам брачное свидетельство". Героиня уезжает за границу ради дочери, спокойно оставив мужа.
Ключевой характеристикой в изображении женского образа "осеннего" типа является спокойствие. Слово "спокойный" и его однокоренные употребляются в повести "Наши" на 12 страницах текста 19 раз. Автор перебирает множество оригинальных метафор и сравнений, говоря о спокойствии Лены и Тани из "Заповедника".
Героиня "осеннего" типа способна к творчеству, хотя далеко не всегда разделяет устремления героя-писателя. Она создает жизнь - свою, своего ребенка и, наконец, жизнь самого героя, обладает способностью незаметно менять его жизнь, передавая собственные качества, в которых он нуждается.
Два вышеназванных женских типа представляют ключевые для довлатовского художественного мира категории - хаос и космос. Героиня "весеннего" типа несет с собой хаос, а "осеннего" - космос.
Герой довлатовской прозы выстраивает свой жизненный путь от хаоса к космосу, от "весны" к "осени", от абсурда к размеренной жизни. Он совершает свой выбор в пользу спокойствия, искренности и отсутствия внешнего лоска, но продолжает лавировать между безднами хаоса и космоса, пытаясь сделать выбор между "весной" и "осенью".