"Необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души"

Впервые "Княжна Мери" напечатана в первом отдельном издании "Героя нашего времени" в 1840 году, затем во всех последующих изданиях романа.

Княжна Мери – героиня одноименной повести. Ее имя, как сказано в романе, образовано на английский манер. Точный возраст героини не указан, ей приблизительно не больше шестнадцати лет.

Примечательно, что П.А. Висковатов писал: в княжне Мери "поэт выставил сестру Мартынова, что будто и было настоящею причиною несчастной дуэли. Видели прототип княгини и княжны Литовских в г-же Киньяковой с дочерью из Симбирска, лечившихся в Пятигорске, в г-же Ивановой из Елисаветграда, в г-же Прянишниковой и племяннице ея, г-же Быховец, с которой, впрочем, Лермонтов познакомился перед последнею своею дуэлью".

Некоторые ученые называют прототипом княжны Мери Э.А. Клингенберг. Сама она отвергала эту версию, сообщая, что познакомилась с М.Ю. Лермонтовым летом 1841 года, когда роман уже был издан. По этой же причине отпадают предположения относительно Н.П. Верзилиновой, Е.Г. Быховец, Н.А. Ребровой. А П.А. Висковатый утверждал, что в образе княжны Мери отразились некоторые черты юной В.А. Лопухиной.

О внешности Мери известно следующее: "...ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях...". Печорин говорит, что не знает "...талии более сладострастной и гибкой!"

Мери принадлежит к высшему московскому обществу. "...Последнюю половину своей жизни она провела в Москве...". По натуре княжна была скромной, сдержанной девушкой, очень грациозной. "...Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести...". Ее отличала образованность и умение отлично петь. Княгиня Лиговская хотела найти дочери богатого жениха, но Мери с презрением относилась к окружающим ее ухажерам.

Повесть "Княжна Мери"Повесть "Княжна Мери"

Мери очень молода и романтична. В начале повести она увлечена Грушницким, так как на нее производит впечатление его солдатская шинель. Печорин задается целью переманить ее внимание на себя, и у него получается, что даже приводит к влюбленности к нему с ее стороны.

Стоит отметить, что писатель отводит для молодой девушки роль очередной жертвы Печорина, ведь именно с помощью нее герой разоблачает Грушницкого. Благодаря образу княжны Мери М.Ю. Лермонтов поднимает в романе проблему истинности и ложности любви. Данная проблема раскрывается автором через любовный треугольник: Грушницкий – Мери – Печорин.

Мери влюбляется в Печорина, но не находит взаимности. Со временем эти чувства переходят в ненависть. Грушницкому девушка приходится по душе, а Печорин в очередной раз решил избавиться от скуки и завоевать милую кокетку.

Грушницкий погружается в романтические отношения с княжной, а затем наблюдает за тем, как Печорин переманивает ее к себе, привлекая своей непосредственностью и решительностью. К тому же, Печорин просто наслаждается неудачами своего товарища, он хочет проверить его на крепость.

Важно сказать, что Печорин легко завоевывает внимание девушки, проявляя остроумие и мужскую загадочность. На его фоне Грушницкий кажется скучным человеком, с пышными, но пустыми фразами. Поэтому Мери достаточно быстро увлекается персоной Печорина. Более того, она первая признается ему в своих чувствах любви.

Наблюдая за княжной Мери, Печорин отмечает в ней противоборство двух начал: естественности и светскости. Он решает показать Мери, что она принимает за любовь обычное волокитство и не умеет глубоко судить о людях, применяя к ним обманчивые и обезличивающие светские мерки. Героиня способна на большое и глубокое чувство. Она искренне жалеет Печорина, после его исповеди, ей искренне хочется помочь ему. Все мысли и чувства ее глубоки.

Так, в конце концов, она понимает, что ошиблась в Грушницком, но не может предположить интриги и коварства со стороны Печорина. Она вновь обманывается, но неожиданно для себя обманывается и Печорин, он принимает Мери за обычную светскую девушку, а ему открывается глубокая натура.

Княжна Мери была склонна воспринимать Грушницкого в романтическом ореоле и идеализировать его. Если бы она знала, что он не разжалован и не сослан, что никакой дуэльной истории у него не было, – интерес ее к нему резко уменьшился бы сразу.

Таким образом, образ Печорина здесь если не совпадает с личностью автора, то во всяком случае в раздумьях героя романа отражен жизненный опыт самого Лермонтова.

Слова Печорина, обращенные к Грушницкому, о возможной эволюции чувства княжны Мери имеют автобиографическую основу, отзвук личной трагедии автора: "...она с тобой накокетничается вдоволь, а года через два выедет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уверять, что она несчастна, что она одного только человека и любила, то есть тебя, но что небо мо хотело соединить ее с ним".

Печорин не просто так, от скуки только начинает эту "игру". Он тоскует, жаждет любви сильной, чистой, бескорыстной. Но в то же время герой не верит в любовь. Он ожесточен прошлым опытом. Отсюда его злые сентенции, философствования.

С Мери у Печорина связан один из тех опасных опытов освоения женского сердца, которых было в жизни у него так много и которые, в конце концов, так ему наскучили. Встретив со стороны Мери серьезное чувство, Печорин прервал этот опыт со всякой другой девушкой, в которой нашел бы такой серьезный отклик, как в Мери.

В итоге, в княжне Мери происходят перемены, о которых Печорин замечает: "Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..".

Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину. Автор оставляет героиню на распутье, и читатель не знает, сломлена она или найдет силы преодолеть "урок" Печорина.

Размер:
30.2 Kb
Скачали:
7