"Война и мир" Л.Н. Толстого – произведение многогеройное, а его сюжет надо отнести к многолинейным, в котором одновременно, параллельно одна другой развертываются несколько событийных линий.
Поскольку сюжет – это движение событий во времени и пространстве художественного целого, важно рассмотреть вопрос о сюжетоорганизующей функции женских парных – положительных героинь – Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
Несмотря на внешнее несходство, непохожесть характеров, данных не только природой, но и формировавшихся под влиянием тех условий, в которых жили Наташа Ростова и княжна Марья, эти две женщины имеют очень много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой так восхищается Николай Ростов в своей жене.
Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Обе героини больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе.
Отношения Наташи и княжны Марьи не столько вытекают из потребностей их личностей, сколько формируются внешними обстоятельствами. В их отношениях была лишь одна точка высшей близости, зато такой, какой не было между Пьером и князем Андреем, - столько было в ней страстности и женской способности посвящать друг друга во все стороны своей жизни.
После смерти князя Андрея между ними "установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга". (т. IV, ч. IV, гл. III)
Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни – измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею – к постижению смысла жизни в роли жены и матери.
Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним и Всемогучим. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, ненависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно.
Допустимо предположить, что Л. Н. Толстой уважает и любит Марью, но не восхищается ею так, как восхищается Наташей. Это различие в позиции художника по отношению к двум своим героиням, по всей видимости, связано с темой эгоизма Наташи, противопоставляемого христианской добродетели княжны Марьи.
Причем обнаружить проявление разного градуса отношения Толстого к этим персонажам может помочь интересный момент – то, как повествователь именует своих героинь: княжна Марья почти никогда не названа без титула, а Наташа практически всегда только по имени. В наличии титула ощущается некоторая, совсем незначительная, отстраненности, свойственная Толстому и в отношении князя Андрея.
Наташей движет тщеславие, чувственность – что угодно. Княжной Марьей движут Бог и Вера. Она принимает судьбу, как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа своевольна – княжна Марья покорна.
Наташа не умеет страдать, она научится этому много позже, у постели умирающего князя Андрея или даже потом, когда будет вспоминать его последние дни и часы вместе с сестрой. Тогда ей откроется другая сторона жизни.
Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она перед вступлением французов в Москву воодушевленная патриотическим чувством заставляет сбросить с подвод добро и взять раненых, и когда она же – в другую счастливую и радостную минуту – русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключенного в ней национального духа.
Точно так же скромная, необщительная, замкнутая в своем душевном мире Марья Болконская вдруг преображается и неизмеримо вырастает в наших глазах, когда она гневно отвергает предложение своей компаньонки, француженки Бурьен, покориться завоевателям и остаться во власти Наполеона. Душа Марьи, как и Наташи, ждала любви и обыкновенного женского счастья.
В эпилоге показана семейная жизнь Марьи и Наташи – это идеальное супружество. Обе толстовские героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве – любящей жены и нежной матери.
Различие же между двумя супружескими четами – Пьером и Наташей Ростовой и Николаем и графиней Марьей – определяется тем, что для Пьера и Наташи продолжается героическое, поэтическое состояние мира, а для Николая и его жены идет прозаическое существование.
Графиня Марья вносит лишь поправку "духовности" к этой прозе; например, она ведет свой материнский дневник, который умиляет Николая как нечто высокое, недоступное ему; она внушает Николаю, что зуботычины – это нехорошо. У Николая и его жены мир замкнут. А Пьер и Наташа продолжают жить жизнью мира, участвуют в новом большом историческом действии.
История каждой из героинь, Наташи и Марьи, организует и движет сюжет, как тому же служат их встречи, вырастающие к финалу романа в дружбу, на основаниях которой строится жизнь двух семейств в поместье Лысые Горы.