Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Великая Отечественная война"

Урок посвящен 80-летию Великой Победы.

Цель: повторить и обобщить пройденный материал по теме Великая Отечественная война.

Задачи:

  • обобщить пройденный материал, проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;
  • углубление знаний об истории ВОВ, сохранение и укрепление памяти о ней;
  • способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества;
  • дать возможность оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю СССР;
  • продолжить развитие умений и навыков применять ранее полученные знания на практике;
  • развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе;
  • учить анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: карта "Карта военных сражений Великой Отечественной войны", карточки с заданиями, жетоны, портреты известных личностей Великой Отечественной войны, хронологические карты, тематическая презентация к уроку, сигнальные карточки, оценивающие баллы, ноутбук, проектор.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Как обычно мы начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? (Ответы детей)
- Сегодня мы повторим и обобщим знания, полученные в ходе изучения темы "Великая Отечественная война". Я надеюсь, что вы хорошо подготовились к уроку.
- Работать вы будете в группах.

- В каждой группе есть эксперт. Я хочу, чтобы вы были активными на уроке, чтобы вся информация этого урока пригодилась вам в повседневной жизни, чтобы вы смогли ее отложить в голове также прочно, как хранятся вещи вот в этом чемодане, или чтобы вы смогли ее пропустить через себя, как через эту мясорубку.

- Мне бы не хотелось, чтобы весь наш урок был выброшен вот в эту корзину. Поэтому поднимите руки те, кто будет стараться работать на "4" и "5".
- Откройте тетради и напишите, с какой целью вы пришли на урок. (Дети читают цели урока)

Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера

- Давайте вспомним еще раз название нашей темы. (ответы детей)
- Ребята, почему важно сохранить память о событиях Великой Отечественной войны. Почему мы в течение длительного времени изучали спецкурс данную тему?

Метод "Корзина идей"

Учитель прикрепляет на доску изображение корзины, учащиеся высказывают свое мнение.

- На предыдущих уроках мы изучали события, связанные с Великой Отечественной войной, говорили о многом.
- Но все наши уроки объединяло такое явление как массовый героизм советских людей.

- Я бы хотела, чтобы вы сейчас доказали, что героизм в годы Великой Отечественной войны стал нормой поведения всех советских людей.
- Для этого я вам предлагаю работу в группах с использованием метода "Докажи!"

Метод "Докажи"

Учитель прикрепляет на доску изображение вопросительного знака. Работа в группах.

  • 1 группа: Докажите, что массовый героизм был присущ воинам Советской армии.
  • 2 группа: Докажите, что массовый героизм был присущ труженикам тыла.
  • 3 группа: Докажите, что массовый героизм в войне стал одной из главных предпосылок Великой Победы. (За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны)

Учитель: Ребята, а почему началась Великая Отечественная война? (Ответы учащихся)
- Кто виноват в развязывании Великой Отечественной войны?

- Какую цель преследовали фашисты, напав на СССР?
- В чем опасность фашистской агрессии на современном этапе?

"Блиц прос"

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Сколько лет отмечается со дня Великой Победы в этом году?
  3. Как назывался план нападения Германии на СССР?
  4. Сколько дней продолжалась оборона Ленинграда?
  5. Какая битва положила начало коренному перелому в войне?
  6. Какие партизанские отряды действовали на территории Донбасса?
  7. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом?
  8. Какие страны Восточной Европы освободил советский солдат?
  9. Когда прошел знаменитый послевоенный Парад Победы?

(учитель выдает жетоны за правильные ответы)

Форма работы "Историческая личность"

- Ребята, какие исторические личности периода Великой Отечественной войны вы знаете?

Индивидуальная работа у доски "Кто они?"

З. Ермольева, С. Матекин, М. Катуков. (обучающиеся задают вопросы отвечающему)
- Перед вами портреты 4 исторических деятелей. Назовите их.

Игра "Темная лошадка"

Ребята поднимают портреты исторических личностей по соответствующей характеристике.

  1. Учитель из Донецка, "хозяйка Бранденбургских ворот", девушка-регулировщица – символ Победы. (Л. Овчаренко)
  2. Знаменитый командир партизанского соединения, дважды ГСС, известен своим "Карпатским рейдом" 1943 г. по тылам немецких войск. (С.А. Ковпак)
  3. Узник концлагеря, генерал-лейтенант инженерных войск. Попал в плен, отказался сотрудничать с немцами. Участвовал в организации сопротивления нацистам среди заключенных концлагерей. Погиб в концлагере Маутхаузен в феврале 1945 г. ГСС посмертно. (Д.М. Карбышев)
  4. Деятель культуры в 1941-1945 гг. диктор Совинформбюро. В годы ВОВ читал все сводки Совинформбюро с фронтов и приказы Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Объявлял о взятии Берлина и подписании Германией безоговорочной капитуляции. (Ю.Б. Левитан)
  5. Летчик, после тяжелого ранения и ампутации обеих ног весной 1942 г. продолжил летать и участвовать в боевых действиях. Присвоено звание ГСС. Прототип героя "Повести о настоящем человеке" Б. Полевого (А.П. Маресьев)
  6. Военачальник и Герой Донецкой Народной Республики, полковник армии ДНР. Получил известность в ходе боев за Иловайск, Командир батальона "Сомали". Позывной - "Гиви". (Михаил Сергеевич Толстых)

Форма работы "Понятие"

- Ребята, а какие понятия вы запомнили при изучении темы "Великая Отечественна война"?

Работа у доски

Индивидуальный опрос на знание понятий: операция "Скачок", Иловайский котел, Кагульская застава, Саур-Могила, рельсовая война, операция "Цитадель".

Учитель задает вопрос в форме игры "Кубик"

  1. Кто подписал советско-германский пакт о ненападении?
  2. Какие операции Великой Отечественной войны названы в честь военных исторических деятелей?
  3. Когда был освобожден город Белгород от фашистов?
  4. Почему война называется Отечественной?
  5. Где отличился М. Паникаха?
  6. Объясни понятие "Восточный вал".

Форма работы "Хронология"

- Проверим ваши знания хронологии по данному историческому периоду. Какие вы знаете даты по периоду Великой Отечественной войны?

Индивидуальная проверка знаний хронологии у доски

Оборона Одессы, контрнаступление под Москвой, парад Победы на Красной площади, Донбасская наступательная операция, Крымская операция. (Учащиеся задают вопрос по теме, оценивание ответов)

Работа в группах: проверка знаний хронологии

1 группа:

  • 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 года;
  • с 12 по 30 января 1943 года.

2 группа:

  • 5 июля 1943- 23 августа 1943года;
  • 8 сентября 1941 года - 27 января 1944 года.

3 группа:

  • 22-29 июня 1941года;
  • 12 апреля - 5 июля 2014 г.

Работа с картой

- Внимательно посмотрите на карту "Карта военных сражений Великой Отечественной войны".
- Покажите и назовите известные вам Города-герои.

Форма работы "Картинная галерея"

- Период Великой Отечественной войны широко отражен в культуре. Перед вами 3 творения. Опишите их, какой информацией вы можете поделиться со своими товарищами.

  • 1 группа: Плакат "Родина-мать зовет!".
  • 2 группа: "Оборона Севастополя".
  • 3 группа: "Защитники Брестской крепости".

Форма работы "Памятник"

  • 1 группа: Памятник жертвам фашизма в г.Донецке.
  • 2 группа: Скульпту́ра "Ро́дина-мать зовет!" в г. Волгограде.
  • 3 группа: Памятник "Могила неизвестному солдату" в г. Москве. (Учащиеся делятся информацией о предложенном для обсуждения памятнике)

Форма работы "Микрофон"

- Ребята, а почему необходимо бережно относиться к воинским памятникам и захоронениям?
- А какой вклад вы можете внести в сохранение исторической памяти народа?

Форма работы "Проблемный вопрос"

- Почему Владимир Владимирович Путин сказал, что сохранение исторической памяти - не только дань уважения историческому прошлому.
- Мы должны защитить правду о Победе. Ребята, о какой правде говорил Президент России? (Формулирование выводов по изученному материалу)

Форма работы "Шляпы мышления"

- Давайте оценим уроки Великой Отечественной войны в игровой форме. Ребята, перед вами шляпы - синяя, желтая, красная, черная, зеленая.
- Вспомним, что означают цвета шляп. Желающие надеть шляпу могут подойти к столу и высказать свое мнение.

Подведение итогов. Рефлексия

- Оцените свою деятельность соответствующим баллом. Почему вы поставили такие баллы?
- Встаньте те, кто достиг своего результата. А что вам помешало быть успешным на уроке? (Оценивание экспертами и учителем работу учащихся на уроке)

Домашнее задание

Подготовить презентацию проектов.

Размер:
32.32 Kb
Скачали:
9