Концепт "Человек" в прозаических и поэтических текстах Михаила Юрьевича Лермонтова

Понятие "концепт" сформировалось в отечественной лингвистике в последнее десятилетие. Первоначально термин появился при переводе работ иноязычных авторов как синоним понятия "сигнификат".

Одной из первых лингвистическое содержание концепта определила А. Вежбицкая: "Это объект из мира "Идеальное", имеющий имя и отражающий определенные культурно обусловленные представления человека о мире "Действительность".

Однако в настоящее время в языковедении с термином "Концепт" связывают "весьма различающиеся теоретические построения, что в значительной мере осложняет взаимопонимание между авторами тех или иных публикаций".

Концепт – это своего рода энграмма (осадок в памяти) мысленно сформулированного образного содержания. В своем существовании концепт служит оперативной единицей мышления автора текста-оригинала и переводчика

Художественный концепт, как утверждает Огнева Е.А., – компонент концептосферы художественного текста автора, включающий те ментальные признаки и явления, которые сохранены исторической памятью народа и являются в сознании автора значимыми для развития сюжета; создают когнитивную ауру произведения и требуют от переводчика определенной межкультурной компетенции.

В целом, утверждение в лингвистике понятия "концепт" обозначило новую ступень в постижении способов, закономерностей и особенностей взаимодействия языка, сознания и культуры, а следовательно, выявило и новые аспекты взаимодействия лингвистики, когнитологии, культурологии, психологии, философии, расширило рамки содержательного анализа языковых явлений и придало значительно бoльшую глубину и эффективность семантическим исследованиям.

Стоит отметить, что Концепт "человек" в произведениях М.Ю. Лермонтова образуется системно, благодаря взаимодействию трех составляющих: понятийной, образной и ценностной.
Приведем сочетаемость стихии "Человек" с эпитетами: пропадший человек ("Герой нашего времени"); человек мрачный и кровожадный (Автобиографические заметки); человек малоумный ("Ашик-Кериб"); ничтожный человек ("Странный человек").

Мы встречаем употребление концепта по отношению к людям разных национальностей: молодой человек в России (Автобиографические заметки); Настоящий кавказец человек удивительный ("Кавказец").

Употребление автором концептов носит часто оценочную характеристику, как положительную, так и отрицательную:

безнравственного человека ("Герой нашего времени");

  • жалкие люди ("Герой нашего времени");
  • пропадший человек ("Герой нашего времени");
  • к "Странному человеку" (Автобиографические заметки);
  • человек мрачный и кровожадный (Автобиографические заметки);
  • великий человек (Планы, наброски, сюжеты);
  • благородного человека ("Письмо великому князю Михаилу Павловичу").

Так автор формирует определенный психологический портрет в сознании читателей.

Частое явление в текстах Михаила Юрьевича - употребление слова во множественном числе - люди:

  • хлев у этих людей ("Герой нашего времени");
  • люди прибирают мертвые тела (Автобиографические заметки);
  • все люди мне кажутся желтыми ("Штосс");
  • есть люди, у которых опытность ума не действует на сердце ("Штосс").

Это дает автору возможность составить представление о людях определенной группы, объединенной социальным положением, мышлением, возрастом.

Концепт используется при характеристике героев самих себя: Я человек вольный, странник из города Тифлиза; ("Ашик-Кериб"); Я похож на человека, который хотел отведать от всех блюд разом, сытым не наелся, а получил индижестию ("Письмо А. Лопухину"). Через личную характеристику героев нам открываются их мысли и чувства.

Михаил Юрьевич Лермонтов - один из первых прозаиков, которые обращались к теме "лишнего человека".

Писатель ставил перед собой задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность - это мелочный вздор.

Нами был рассмотрен роман М. Лермонтова "Герой нашего времени. В романе "Герой нашего времени" концепт "человек" встречается в разных значениях:

  1. конкретный человек ("Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат, - ты добрый человек... ");
  2. народ ("Жалкие люди! - сказал я штабс-капитану... ");
  3. все люди ("Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту").

В "монологе Печорина" концепт "человек" не употребляется. Однако, он подразумевается ("Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть").

Это образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи.

Также концепт употреблен по отношению к главному герою ("Теперь я должен несколько объяснить причины, побудившие меня предать публике сердечные тайны человека, которого я никогда не знал"). Григорий Александрович Печорин - тип "лишнего человека".

В 30-е годы такой человек не находит место, куда можно приложить свои силы, а потому и обречен на одиночество. Это характер глубокий. Это человек с "резким охлажденным умом" и с большой силой воли. Однако, это человек, который делает несчастными людей, которые его окружают. Он выше окружающей среды, умен, образован, но внутренне опустошен, разочарован.

Итак, трагедия Печорина - это трагедия многих людей, современников М.Ю. Лермонтова, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе. В поэтическом языке Лермонтова его воля не только определяет выбор образных средств, но и проявляется в позиции, в отношении, в оценке изображаемого.

Важно отметить, что в поэтических текстах концепт встречается реже, чем в прозаических.

Проанализируем поэму Лермонтова "Азраил". Согласно Национальному корпусу русского языка, в данном тексте есть 3 вхождения:

  1. " ...люди не могли к ней привыкнуть... ";
  2. "О люди!вы жалки... ";
  3. "...о людях, живших прежде нас".

Поэма своеобразна по форме: стихи чередуются с прозой, точнее с драматизированным диалогом между героем и героиней.

Концепт употребляется во множественном числе. Герои говорят о людях вообще, живших и живущих на земле. В речи героев дается коннотативная или контрастная характеристика.

Таким образом, Лермонтов изобразил Азраила падшим ангелом. Обращенные к героине слова Азраила о законе Моисея, то есть о еврейской религии, и то, что действие поэмы происходит, по-видимому, в Палестине (поэт рисует пустынный пейзаж) до разрушения Иудейского царства (жених девы – воин), говорит о некоторой локализации, но ремарка "крест на груди у нее" противоречит этому. Тематически поэма "Азраил" связана с ранними редакциями "Демона" и "Ангелом смерти".

Согласно результатам поиска в Национальном корпусе русского языка, концепт "человек" в текстах М.Ю. Лермонтова употребляется в 23 произведениях, 468 раз.

Концепт "Человек" определяется арсеналом значимых для Михаила Лермонтова концептуальных признаков: человек - все люди, группа людей, один человек, внутренний мир лирического героя.

В его произведениях изображение человека объемно и многопланово. Например, писатель всегда говорит о глазах героев, которые выражают их внутреннее или внешнее состояние ("От природы умен, одарен умеет влиять на людей, добиваться своей цели. Сердце его может чувствовать, но он действует рационально, манипулирует окружающими.

Печорин противоречив. Он смеялся, а глаза его не смеялись. Походка небрежна и ленива, но руками этот человек не размахивает, то есть Печорин умел сдерживать себя" ("Герой нашего времени").

Проза, содержащая автобиографический материал, предусматривала утверждение жизнетворчества как путь от старого человека к новому. "История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа", - говорит в романе Лермонтов ("Герой нашего времени").

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти вопросы получают в произведениях многогранное образное воплощение, репрезентируясь в концептах. Богатство проблематики сочетается с единством основной художественной идеи, которая развита в его героях.

Выбор лексического материала, способы употребления помогают дать представление о языковой личности писателя, особенностях его менталитета, мироощущении окружающего мира. Культурный компонент смысла слова, отраженный в художественном тексте, включает социально-историческую, интеллектуальную и национально-специфическую информацию.

Образ мира, отраженный в слове писателя, соотнесен с культурой и историей народа, а каждое авторское слово является носителем этой культуры. В сочетании языковых единиц в тексте выражается творческая индивидуальность автора.

Поэзия и проза Михаила Юрьевича Лермонтова имеют свои особенности. У писателя есть свой язык, отражающий его менталитет. В каждом произведении он расширяет арсенал литературных приемов, с помощью которых выстраивает повествование о человеке. В качестве таковых выступают различные элементы художественной системы: цвет, звук, метафора, деталь, пейзаж.

Таким образом, в лирике Лермонтова занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.

Мы пришли к выводу, что герой прозаических произведений Лермонтова испытывает одиночество, неудовлетворенность собой. Также показана нищета и несправедливость, царящие в обществе.

Размер:
25.54 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: литература