Подготовка к ЕГЭ по литературе. Учимся писать сочинение: задание 5, 6, 10, 11 + большое сочинение

Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе.

5 сочинение

  • это краткий ответ на вопрос по тексту, который дан в КИМе. Задача: проанализировать отрывок;
  • должно быть как минимум 2 тезиса, отвечающих на вопрос с разных сторон.

План:

1. Первый абзац - вступление. Одно предложение. (просто переформулированный вопрос)

2. Первый аргумент. Клише: во-первых, для начала...

Как выстраивать аргумент: читаем внимательно текст и выделяем важные моменты, фразы, детали. Дальше думаем, что значит выделенный нами момент, как это характеризует героя. И пишем: "В данном эпизоде герой ведёт себя так / говорит: "цитата из текста!", что характеризует его как/а это значит, что. Тезис + цитата + анализ.

3) Третий абзац - второй аргумент. Та же самая схема, что и для первого аргумента, но мысль должна быть уже новая, то есть вторая сторона ответа на вопрос.
Тезис + цитата + анализ/

4) Вывод. Ответ на вопрос; таким образом, итак; в заключение.

Пример:

Знаменитый монолог Чацкого, героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума", раскрывает внутренний мир Александра Андреевича. Обратимся к тексту произведения.
Во-первых, в эпизоде спора между Чацким и Фамусовым герой прекращает сдерживать накатившиеся эмоции и вопрошает: "Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?"

Данное высказывание характеризует отношение Чацкого к представителям века минувшего. Его возмущает, что "отцы" заполучили свое богатство путем грабежа простого народа.

Во-вторых, Александра Андреевича также волнует судьба крепостных: "Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!" Благодаря этому высказыванию мы можем понять отношение героя к крепостному праву. Он устал наблюдать, как хозяева разрушают семьи простых крестьян.

Подводя итог, можно сказать, что монолог Чацкого позволяет нам, читателям, познать помыслы героя.

6 и 11 сочинения

  • это задание, где нужно привести аргументы из другого произведения мировой или отечественной литературы на указанную тему и сопоставить с данным отрывком в указанном направлении;
  • приводим 1 произведение, которое отлично знаем;
  • 6 сочинение - единственное, где необязательно приводить цитаты (но можно, конечно) Однако важно помнить ключевые моменты, детали, отрывки из произведений, потому что сопоставление делается именно на этой основе;
  • В 11 сочинении раз сравниваете стихи, то цитаты ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
  • если в вопросе сказано сопоставить/сравнить, то пишем и сходства, и различия☝🏻, если чем похожи, то можно только сходства;
  • важно не уйти в пересказ. Мы должны не просто рассказать произведение, которое мы помним и приводим в аргумент, а именно СРАВНИТЬ его с данным в КИМе текстом.
  • нельзя брать текст того же автора, что и в КИМе!

План:

1) Вступление.
К теме Х обращались многие писатели.

2) 1 аргумент. Во-первых/для начала вспомним/хотелось бы обратиться к Произведению Автора Y. Вспоминаем конкретный момент/деталь из произведения и сравниваем его с данным отрывком в контексте сходств.
В произведении Y герой ведёт себя так-то, в то время как в приведённом отрывке из произведения X герой поступает так.

3) 2 аргумент. Так же СОПОСТАВЛЯЕМ, а не пересказываем, но пишем уже различия. Если в первом аргументе сказали, что оба героя поступают одинаково, то во втором можно говорить про чувства, внутреннее состояние и так далее.

Однако разница между этими произведениями заключается в ...

4) Вывод.
Таким образом, писатели раскрывали в своих произведениях тему блаблабла, но делали это по-разному

Пример:

Можно сопоставить мировоззрения персонажей комедий А.С. Грибоедова "Горе от ума" м Д.И. Фонвизина "Недоросль".

Во-первых, Правдин считает произволом жестокость Простаковой к подчинённым: "А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?" Также, Чацкий выступает в защиту угнетённых: "Или вон тот ещё, который для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей?!" Можно заключить, что оба персонажа гуманны по отношению к низшим сословиям и уличают современников в жестокости.

Во-вторых, Правдин не согласен с тем, что чинами и званиями можно скрыть бестолковость человека: "…за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило её ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни".

Такая же проблема поднимается в монологе Чацкого: "Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту // Когда-то укрывал, расшитый и красивый, // Их слабоумие, рассудка нищету." Так, оба героя выступают против устоев общества, в котором чин и звание не отражают личные качества человека.

Подводя итог, можно сказать, что в комедиях "Горе от ума" А.С. Грибоедова и "Недоросль" Д.И. Фонвизина писатели высмеивали консерваторские воззрения современников

10 сочинение

  • анализ стихотворения;
  • очень похоже по структуре на 5;
  • важно не пересказать стихотворение, а проанализировать, то есть показать, какие средства использует автор и ЗАЧЕМ;
  • должно быть как минимум 2 тезиса, отвечающих на вопрос с разных сторон.

План:

1) Первый абзац - вступление. Одно предложение. (просто переформулированный вопрос)

2) Первый аргумент. Клише: Во-первых, Для начала...
Как выстраивать аргумент: читаем внимательно стихотворение и выделяем цитаты. Дальше думаем, что значит выделенный нами момент, как это характеризует лирического героя. И пишем: "В данном эпизоде герой чувствует что-то: "ЦИТАТА" а это значит, что.
Тезис + цитата + анализ.

3) Третий абзац - второй аргумент. Та же самая схема, что и для первого аргумента, но мысль должна быть уже новая, то есть вторая сторона ответа на вопрос.
Тезис + цитата + анализ.

4) Вывод. Ответ на вопрос. Таким образом,/Итак/ В заключение

Если в 10 вопрос начинается с "Как...", пишем, какие художественные средства использует автор и самое главное ЗАЧЕМ

Пример:

В стихотворении В.А. Жуковского "Море" проявляются важные черты романтизма.

Во-первых, на протяжении всего стихотворения читатель чувствует воспевание свободы и индивидуальности. Например, автор показывает это строчками: "Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу..., и мгла исчезает, и тучи уходят". В этих строчках мы видим вс. независимость и свободу моря, которые раскрываются на примере борьбы моря с воздушной стихией.

Во-вторых, в стихотворении В.А. Жуковского прослеживается наличие двоемирия. Так, в строчках: "Открой мне глубокую тайну твою: что движет твоё необъятное лоно?". Этим риторическим вопросом и просьбой, лирический герой просит показать ему другой таинственный мир, в котором море открывается с другой стороны.

Таким образом, в стихотворении В.А. Жуковского "Море" присутствуют черты романтизма, благодаря которым мы относим эту работу к данному направлению.

Примерный план большого сочинения

1. Введение.
Примерно 2-3 предложения, много не нужно писать, это просто подводка к ответу на вопрос
"Рассмотрим, как раскрывается данная тема в следующих произведениях / в этом произведении / на следующих примерах"

2. Основная часть

3. (!) аргумента = 3 абзаца.

В каждом абзаце обязательно есть:

  • тезис;
  • доказательство тезиса;
  • анализ;
  • цитата/пересказ включенный в анализ;
  • термин.

3. Заключение

Не для философии, а для композиции!
"Таким образом, [перефразированный вопрос], потому что [краткое пояснение]".
Объем сочинения > 200 слов!

Критерии проверки большого сочинения. (см. полную версию работы)

Пример:

12.3 Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака (на примере не менее трех произведений)

Окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака представляется читателям сложным и многогранным, воспринимается через призму мировоззрения поэта. Все описания наполнены сильными чувствами и глубокими переживаниями лирического героя, поскольку он особенно чуток к природе и людям, а благодаря своеобразному языку поэт рассказывает о Вселенной, стараясь отобразить сущность бытия, открыть тайны мира.

Обращаясь к пейзажной лирике, рассмотрим стихотворение "Иней", в котором видно взаимопроникновении отдельных явлений, слияние всего чувственного в единую картину, соединяющую в себе и героя, и мир вокруг него. В произведении данная неразрывная связь выражена настолько сильно, что сложно понять, о ком говорит нам автор: изображает ли он пейзаж или описывает человека: "Глухая пора листопада // Последних гусей косяки. // Расстраиваться не надо: // У страха глаза велики".

Так создается ощущение, что лирический герой неотделим от природы, между ними нет преград. Запутанный лабиринт пастернаковской метафоричности будто разрастается в "Инее" от строки к строке. Пейзажное пространство становится масштабнее, от одной эмоции - "расстраиваться не надо", вызванной природным увяданьем, увеличивается до целого мира "и белому мертвому царству".

И чем динамичнее движется лирический сюжет, чем дальше устремляется герой к познанию мира сложного и многогранного, тем медленнее движется время, околдованное инеем. Дорога здесь - это не линейный путь вперед, а колесо жизни, "порядок творенья", в котором на смену осени приходит зима. Так через слияние с природой лирический герой находит гармонию, поэтому конец стихотворения оптимистичен: он принимает эту круговерть, принимает жизнь такой, какая она есть.

Рассмотрим изображение поэта и окружающего мира и в стихотворении, посвященном теме поэта и поэзии. В произведении "Определение поэзии" Пастернак дает метафорические определения искусству. "Круто налившийся свист", "щелканье сдавленных льдинок", "ночь, леденящая лист", "двух соловьев поединок" - эти образы отражают сущность природы, мироздания.

Автор видит предназначение поэта в "трансляции" Вселенной, недоступной для простого человека, то есть говорить от её имени. "Звезду донести до садка" - это значит отобразить сущность бытия, открыть тайны природы с помощью языка поэзии. Так читатели понимают, что Пастернак связывал процесс творчества с природой – она Муза для него, а человек – часть природы.

Но при этом автор показывает через анафору " Это..", что поэзия не поддаётся чёткому определению – это работа не только мозга, но и сердца, взаимное проникновение и соединение мира и человека - поэта, описывающего окружающую его действительность.

Обратимся к еще одному стихотворению Пастернака, посвященного поэту и поэзии, а именно к произведению "Февраль. Достать чернил и плакать!.." Автор нам показывает, что может стать отправной точкой рождения произведения и как текст впоследствии создается. В данном случае февраль побуждает поэта приняться за создание текста ("достать чернил", "писать") и одновременно приводит его в состояние максимального нервного напряжения ("плакать", "писать навзрыд").

Окружающий поэта еще зимний город представляется ему также охваченным ярко и звучно проявленными признаками приближающейся весны - слякоть на улицах города под колесами экипажей, грязью, которая под копытами лошадей грохочет и горит, в чём поэт видит проявление весны.

Мир, открываемый бумагой и чернилами, невозможен без побуждения лирического героя к физическому контакту с природой, где полюса "бумага – чернила" и "писать – плакать" дополняются и в смысловом значении расширяются антитезами "зима – весна" и "белое – черное".

А основанием для сопоставления природы и человека служит метафорическое сближение "ливня" и "написания – плача". Февраль внушает поэту желание совершить прогулку отправляясь в это мысленное путешествие, герой Пастернака как будто бы торопит приближение весны, ему представляется, что там - за городом, весна уже куда более "зрелая" - идет весенний дождь (ливень), на ветках - стаи грачей.

Таким образом, сквозь призму картины природы дается картина порывов человеческой души поэта и описывается рождения поэзии. Видно прочное соединение человека и природы: как всё живое весной начинает обновление, так и человек.

Таким образом, Борис Пастернак воплотил в своих стихотворениях мысль о связи природы и поэта, который, почувствовав её великолепие, совершенство, воспевает жизнь и Вселенную на языке искусства.

Размер:
26.94 Kb
Скачали:
167

Метки к статье: ЕГЭ, литература, 11 класс