Цель: дать представление о мировоззрении Б. Л. Пастернака, отражённом в романе «Доктор Живаго», о таких понятиях, как история, человек, природа, показав их гуманизм и ценность.
Задачи:
Образовательная:
Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:
регулятивных:
- определять цель работы и способы её достижения;
познавательных:
- составить представление об образе Юрия Живаго и его нравственных ценностях;
- рассмотреть философско-нравственные проблемы, поднятые автором романа и определить его точку зрения на них;
- определить, что для Юрия Живаго является смыслом жизни;
- совершенствовать навыки анализа художественного текста;
- выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, пейзажем;
коммуникативных:
- развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками;
- совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям;
Воспитательная:
- воспитывать интерес к литературе через пример классического текста;
- повышать интерес к искусству декламации.
Развивающая:
- развивать речь учеников через вопросно-ответную систему;
- развивать умение ведения дискуссии, способности выражать собственное мнение.
Основные понятия темы: образ, персонаж, пейзаж, эпизод.
Методы: эвристическая беседа, работа в группах, опережающие индивидуальные задания.
Ресурсы: текст романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», фотопортреты Б. Л. Пастернака разных лет.
Этапы урока:
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
- На предыдущем уроке литературы мы начали знакомство с творчеством Б.Л. Пастернака и его романом «Доктор Живаго», знакомились биографией Б. Л. Пастернака, с историей создания романа. Сегодня мы продолжим говорить о романе и его главном герое.
2. Актуализация знаний. (10 мин)
Беседа по материалам предыдущего урока.
1. Какое время охватывают события романа? Что это за эпоха? (Учитель дополняет ответы учеников).
События романа развиваются с 1903 по 1929 год и описывают эпоху революций, гражданской войны в России.
2. Расскажите об истории создания романа (в полной версии документа)
3. Чем была вызвана резко негативная реакция властей на роман?
Сюжет романа построен на вымышленных героях и топографических названиях (кроме Москвы) и отражает субъективный взгляд на историю и
жизненные перипетии социально чуждого сословия – интеллигенции.
4. Как первоначально назывался роман?
Название романа Б. Л. Пастернак менял несколько раз. Первоначально он носил название «Мальчики и девочки», что вызывает ассоциацию со стихотворением А. Блока «Вербочки», в котором главным настроением становится вдохновение праздником Вербного Воскресения. Образ А. Блока не раз всплывает в сознании главного героя. Кроме того, роман открывается описанием подросткового восприятия жизни действующими лицами романа – мальчиков: Юры Живаго, Паши Антипова, Ники Дудорова, Миши Гордона, Патули Антипова и девочек: Нади Кологривовой, Тони
Громеко, Лары Гишар.
Были и другие варианты заглавия: «Смерти не будет», «Свеча горела».
5. С какими прозаическими произведениями можно сравнить роман и почему?
С романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (их объединяет творческая личность героя и христианские мотивы, приём «текст в тексте»: роман в романе, цикл стихов в романе), с романом М. А. Булгакова «Белая гвардия» (описание судеб главных героев из интеллигенции в истории, семейная хроника)
3. Постановка целей урока (3 мин)
- Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить? Определение целей урока.
4. Анализ эпизодов романа (17 мин).
Работа в группах по заранее подготовленным вопросам и выбранным эпизодам романа (Выразительное чтение, комментирование, обсуждение).
- Как бы вы определили основные концепты романа (по определению С. Г. Воркачёва, концепт – это «вербализованный культурный смысл» [Воркачёв, 2005, с. 76-77])? («революция», «история», «природа»). Осмысление героем романа философских понятий можно соотнести с основными темами романа: «Живаго и революция», «Живаго и история», «Живаго и природа».
Задания для 1-й группы к теме «Живаго и революция»
1. Каково отношение героя к революции?
2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?
3. Какими средствами языка выражено в следующихотрывках отношение героя к событиям?
1. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох…» (ч. 5, гл. 8, с. 174).
2. «Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге. Это была революция в том смысле, в каком принимали ее средние классы, и в том понимании, какое придавала ей учащаяся молодежь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку…» (ч. 5, гл. 15, с. 189).
Обсуждение: Поначалу Живаго не отделяет себя от великих исторических событий, а чувствует свою сопричастность к происходящему, к творимой истории, вместе со всеми ожидает перемен в обществе.
3. «Надвигается неслыханное, небывалое <…> истинно великое безначально, как Вселенная. <…> России суждено стать первым за существование мира царством социализма…» (ч. 6, гл. 4, с. 213-214).
4. «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали.
В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого» (ч. 6, гл. 8, с. 228).
Обсуждение: Называя революцию «великолепной хирургией», герой выражает взгляд мыслящей интеллигенции на ход истории, первоначально с энтузиазмом принявшей революцию. Достаточно вспомнить В. Маяковского: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Его восхищает революция своей стихийностью, непредсказуемостью. Вместе с тем подчёркивается неотвратимость надвигающихся трагических событий с одной стороны, и та цена, которую народ России заплатил за столь кардинальные искусственные изменения. Неслучайно употреблено медицинское слово «хирургия». В словаре С. И. Ожегова: «Хирургия – отрасль медицины, занимающаяся оперативными методами лечения» [Ожегов, 2005, с. 1129]. Однако это сторонний взгляд наблюдателя, который не в состоянии изменить или предотвратить исторические процессы. Как отмечает Д. С. Лихачёв, «Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила – стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает…» [Лихачёв, 1988, с. 4-5].
5. «Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле» (ч. 11, гл. 4, с. 389).
Обсуждение: Отношение Живаго к революционным преобразованием меняется, когда он осознаёт, что эти перемены связаны с убийством, смертью, насилием, жестокостью. Герой с ужасом наблюдает смерть во время боя гимназистов-восьмиклассников с партизанами и корит себя за убитого им белогвардейца: «Зачем я убил его?»
6. «… во-первых, идеи общего…» (ч. 11, гл. 5, с. 391-392).
Обсуждение: Неприятие революционных событий, разочарование Живаго выражены в разговоре с командиром партизанского отряда Ливерием Аверкиевичем Микулицыным. В словах героя звучит мысль о несопоставимости интересов революции и существования Вселенной и бессмысленности этой неуправляемой стихии, которая уничтожает самое ценное – жизнь. Неслучайно итогом размышлений Живаго о революции становится фраза: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром…» (ч. 8, гл.5, с. 306).
Задания для 2-й группы к теме «Живаго и история»
1. Как осмысливает герой историю?
2. Найдите примеры других взглядов на историю.
3. Какими средствами языка выражено в отрывках отношение героя к событиям?
1. «Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера…» (ч. 3, гл. 2, с. 84).
Юрий Живаго впервые пытается осмыслить ход истории в студенчестве, в период выбора специальности, жизненного поприща, разделяя мнения дяди – священника Николая Николаевича Веденяпина.
2. «…историю, то, что называется ходом истории, …» (ч. 14, гл. 14, с. 522).
Обсуждение: Автор подчёркивает мысль о том, что истории никто не делает, она совершается помимо желания человека, насильственное вторжение в исторические процессы не приводит к улучшению жизни, не делает человека счастливым, а приносит страдания и несчастье. Человека нельзя сделать счастливым, навязывая определённые представления о счастье, вписанные в идеологическую схему. История существует обособленно, независимо от желания человека, однако у каждого может быть собственный взгляд на исторические процессы.
Задания для 3-й группы к теме «Живаго и природа»
1. Проследите, когда в романе появляются описания природы и какую роль они выполняют?
2. Каковы отношения природы и человека?
3. Какими средствами описан пейзаж?
4. Что поражает и завораживает в описании природы?
1. «У выхода из лагеря и из леса, который был теперь по-осеннему гол и весь виден насквозь…» (ч. 12, гл. 1, с. 408-409).
Обсуждение: Место данного отрывка в романе: Живаго в партизанском отряде, куда случайно попадает и насильно удерживается, вынужден наблюдать жестокость, насилие гражданской войны. Пейзаж предваряет бесчеловечную сцену расстрела заговорщиков. В описании природы поражает женское начало. Она живёт своей жизнью, но с другой стороны ощущается её связь с человеком. Описания природы появляются в романе не случайно, а в моменты тяжёлых душевных потрясений героя и играет роль защитницы, спасительницы, высшей силы, исцеляющей душу и помогающей пережить потрясающие своей жестокостью события смутного времени.
«Темнопунцовое солнце еще круглилось над синей линией сугробов…» (ч. 14, гл. 13, с. 519).
Обсуждение: Одухотворённые описания природы в романе тесно связаны с внутренним состоянием героя: с помощью красочных эпитетов, необычных олицетворений, ярких бликов и красок природы передано ощущение нахлынувшего одиночества после отъезда Лары. Живаго мысленно прощается с любовью, и живописное, близкое к поэзии (стихотворениям в прозе, вспомним «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева») описание пейзажа обостряет горе героя.
«Цветным складывающимся и раскрывающимся лоскутком пролетела с солнечной стороны коричнево-крапчатая бабочка...» (ч. 11, гл. 8, с. 400).
Обсуждение: Природа предстаёт одухотворённой и очеловеченной, это не безликое существо, и Живаго, умеющий видеть её красоту и поэтичность, чувствует с ней духовное родство. Как пишет Н. Л. Лейдерман, «природа у Пастернака восполняет человека, внося в его душу тот смысл и лад, которых люди лишают себя в суматохе века. И – что очень существенно – повествователь смотрит на окружающий мир глазами художника и слушает его ухом музыканта» [Лейдерман, Липовецкий, 2003, с. 55].
«Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого…» (ч. 9, гл. 6, с. 330-331).
Обсуждение: Особую поэтичность, умиротворение содержат описания природы, помещённые в дневник героя, который он начинает вести, приехав в Варыкино. Итак, в романе достаточно много страниц, посвящённых описанию природы, что неудивительно, так как Живаго пытается найти душевную гармонию среди хаоса и неустроенности жизни.
5. Выводы. (5 мин)
- Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?
- Что нового мы узнали о мировоззрении Б. Л. Пастернака, которое передано в романе через личность главного героя Юрия Живаго
6. Домашнее задание. (1 мин)
Прочитать стихотворения Юрия Живаго, определить их основные темы и роль в композиции романа.