В статье выявляется речевая характеристика персонажей романа Бориса Леонидовича Пастернака "Доктор Живаго". Для характеристики автор применяет разнообразные средства выразительности языка.
Ключевые слова: персонаж, художественный образ, художественная деталь, речевая характеристика, филологический анализ.
Картина изображенного мира, образ героя произведения литературы в неповторимой индивидуальности складывается из отдельных художественных деталей. Художественная деталь – значимая подробность для характеристики образа.
И, по мнению Добина Е.С., она "фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое".
Классификация деталей повторяет структуру предметного мира (мир произведения): образ героя складывается из особенностей его внешности (портрет), поступков, переживаний (психологизм), речи, выделяются также детали сюжета, обстановки (пейзаж, интерьер) и пр.
Антропоцентрический характер современного литературоведения и лингвистики состоит в том, что интерес к человеческой личности выходит на первый план. По мнению исследователей, каждый человек, "существующий в языковом пространстве: в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц", является носителем языкового сознания и представляет собой языковую личность, образ", в основе которого лежит духовный мир этой личности.
В качестве материала для анализа речевой характеристики персонажа литературного произведения я выбрала роман Бориса Леонидовича Пастернака "Доктор Живаго", который является вершиной его творчества как прозаика. Анализ речевой репрезентации героя разделила на параграфы в связи с жизненными ситуациями героев романа и ходом действия произведения.
Характер главного героя не лишен логики естественного развития, и в нем выявлена закономерность становления личности в соприкосновении с обстоятельствами реальной жизни. В соответствии с данной художественной концепцией в романе создан образ Юрия Живаго, врача и поэта, воплотившего в себе пастернаковскую идею свободы и персонализма. У Юрия есть духовный идеал, ему противны житейские игры, стаи и кланы – ему дорога свобода и тайная независимость, ощущение высшего идеала.
Итак, Юрий Живаго появляется в романе десятилетним мальчиком в горький час похорон своей матери: "Он поднял голову и окинул с возвышения осенние пустыри и главы монастыря отсутствующим взором. Его курносое лицо исказилось. Шея его вытянулась. Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет. Закрыв лицо руками, мальчик зарыдал". У только что выросшего могильного холмика он кажется олицетворением одиночества и неприкаянности.
Исключительность Юрия становится очевидной довольно рано – еще в студенческие годы он проявляет себя как талантливый поэт. В эти годы он пишет "оригинальные энергичные" стихи, увлекается искусством, Блоком. Еще нужно отметить, что Живаго интеллигентный, воспитанный юноша. Например: "Как тебе не стыдно шептаться у чужих? Что о тебе подумают? – останавливал его Юра и не желал слушать".
Затем мы видим, что Юрий женат на Тоне, очень заботится о семье. Когда начались роды у его жены, он "…сломя голову помчался в клинику", "закусив до крови согнутый в суставе палец, он отошел к окну", "Спасена, спасена, – радостно повторял про себя Юрий Андреевич", "Да разве я… Я только одним глазком. Отсюда. Сквозь щелку". Наш герой – настоящий семьянин, он искренне переживает за жену, ребенка; боится в один миг потерять все, что ему так дорого.
Далее – "Живаго на фронте", где мы видим, что война возмущает его своей бесчеловечностью. Он наблюдает ужаснейшие картины издевательств, и, размышляя об этих событиях, произносит перед своим другом Гордоном целую речь в защиту слабых и неспособных "отражать удары". Рассмотрим на примерах: "Это ужасно", "какую чашу страданий испило в эту войну несчастное население".
Разруху и хаос текущего "переходного периода" он воспринимает как признак неодаренности нынешних руководителей. Он не видит смысла в огромных исторических масштабах: "Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. И сама жизнь, явление жизни, дар жизни так захватывающе нешуточны! Так зачем подменять ее ребяческой арлекинадой...".
Вместе с тем Юрий Живаго даже на фронте остается художником. Он накапливает жизненные впечатления, размышляет об эпохе, истории, искусстве, воспевает человеческую личность. И пока Юрий лежит в госпитале, его друзья Гордон и Дудоров без разрешения выпускают первую книжку его стихов.
Во время военных событий судьба сталкивает главного героя с не менее важным персонажем, Ларисой Антиповой. И со временем признается: "Что бы я дал за то... чтобы на вашем лице было написано, что вы довольны судьбой и вам ничего ни от кого не надо. Чтобы какой-нибудь близкий вам человек, ваш друг или муж... взял меня за руку и попросил не беспокоиться о вашей участи и не утруждать вас своим вниманием. А я вырвал бы руку, размахнулся и... Ах, я забылся! Простите, пожалуйста".
Вместе с тем он мучительно переживает измену жене и чувствует себя "неуличенным преступником". Он по-прежнему дорожит семьей, безумно любит Тоню, готов защищать честь жены, и в то же время сам становится ее обидчиком.
Вместе с Ларисой Живаго решает ехать в Варыкино, чтобы там, в глуши, спрятаться от неминуемого ареста и отвоевать себе хотя бы год жизни. Тут, в Варыкино, ему хочется работать, написать руководство по медицине, книгу стихотворений или заняться переводами. Вскоре без приглашения приезжает Комаровский и уговаривает Лару уехать с ним.
При этом он обманом заставляет Живаго содействовать ему, заботясь о любимых он соглашается на это. Стоя на крыльце, он провожает взглядом сани, на которых едут Лара и Катенька. Мысленно он прощается с любовью навеки: "Прощай, Лара, до свидания на том свете, прощай, краса моя, прощай, радость моя, бездонная, неисчерпаемая, вечная... Больше я тебя никогда не увижу, никогда, никогда в жизни".
В последние годы жизни Живаго в Москве бывшие его друзья шарахаются от него в сторону, "как от опасного знакомца".
Проанализировав образ главного героя романа, я пришла к выводу: авторская речь и речь героев о Юрии Живаго знакомит нас не только с его языком, но и мышлением. Восклицательные предложения, ряды однородных членов, односоставные предложения, монологи, фразеологизмы, существительные, глаголы и прилагательные разнообразных форм выражают жесты, движение, развитие, оттенки чувств и мыслей.
Также для более яркого воспроизведения колорита эпохи, религиозных мотивов, а, самое главное, образа главного героя используются архаические слова, библеизмы. Все это в совокупности дает представление об образе героя. Мы видим, что Юрий Живаго - это истинный интеллигент, человек умный, образованный, наделенный чуткой душой и творческим даром.
В условиях всеобщей обезличенности он остается личностью, среди крайней жестокости, которую несет за собой революция и гражданская война, он сохраняет доброту и человечность. Юрий способен и сочувствовать народным бедам, и осознавать неизбежность происходящего. Таким образом, художественные детали, особенности речи пронизывают характеристику персонажа произведения Бориса Пастернака, составляя неотъемлемую часть более крупных художественных приемов изображения жизни.