Конспект урока литературы c применением ИКТ-технологий: Роман-лабиринт М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Тип урока: изучение художественного текста.

Цели:

  • научить определять элементы пересечения сюжетных линий в произведении М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”;
  • развивать умение анализировать художественные особенности романа;
  • воспитывать интерес к произведениям русской литературы.

Виды работы: анализ фрагментов текста, заполнение таблицы.

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня мы говорим о художественных особенностях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема нашего урока: «Мастер и Маргарита» М, А. Булгакова - «роман-лабиринт». Как ты думаешь, что такое лабиринт?

2. Рассмотрим значение слова: Лабиринт

Цель нашего урока: сопоставить московские и ершалаимские главы и ответить на вопрос: Каким образом связаны московские и ершалаимские главы?

3. Работа с цитатами
Задание 1. Соотнеси героя и высказывание.
"Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся. Второй стадией была стадия удивления".
"Ах. Право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет".

"… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?"
"Правду говорить легко и приятно".
"Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".
"И настанет царство истины? Оно никогда не настанет".
"Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!"

4. Работа с таблицей

Задание 2. Соотнесите Московские главы и Ершалаимские. Найдите общее.

Точки пересечения

Москва

Ершалаим

Время

Какое время года изображено?

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.

 

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Состояние природы

Как показана природа?

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

знойный воздух сгустился перед ним... 

солнце, с какой-то необыкновенною яростью сжигавшее в эти дни Ершалаим, не успело еще приблизиться к своей наивысшей точке, когда на верхней террасе сада у двух мраморных белых львов, стороживших лестницу, встретились прокуратор и исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа.

 

Проблемы, которые ставит автор перед читателями:

 

Кирпич ни с того ни с сего, – внушительно перебил неизвестный, – никому и никогда на голову не свалится.

Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.

– Ну, хотя бы жизнью твоею, – ответил прокуратор, – ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!

– Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил арестант, – если это так, ты очень ошибаешься.

Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:

– Я могу перерезать этот волосок.

– И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?

Общие темы:

Вы умрете другой смертью.

И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.

И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть – и с кем?! – бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску.

5. Итог урока

Почему роман М. А. Булгакова определят как роман-лабиринт?

Возможно ли понять проблематику романа без сопоставления с романом Мастера?

Домашнее задание: выполнить тест.

Критерии оценки:

10-9 балло - 5
8 баллов - 4
7 баллов - 3
0-6 баллов - 2

Тест

1. Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: “Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …”. Какие слова пропущены в данном афоризме?

2. Как называется роман Мастера?

3. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?

1) Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло

4. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?

...с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью...

1. Понтий Пилат
2. Марк Крысобой
3. Левий Матвей
4. Иешуа Га-Ноцри

5. Угадайте героя: больше всего на свете он ненавидел запах розового масла.

1. Воланд
2. Левий Матвей
3. Понтий Пилат.

6. «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». О чем идет речь? 

1. О ноже
2. О рукописи
3. О портфеле

7. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?

1. Понтий Пилат
2. Иван Бездомный
3. Мастер
4. Римский

8. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

1. о Понтии Пилате
2. о Берлиозе
3. о Мастере
4. об Иване Бездомном

9. Кто это? «Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами»?

10. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?

1. Понтию Пилату;

2. Мастеру;

3. Воланду.

Размер:
16.57 Kb
Скачали:
19