Анализ контрольной работы по литературе учащихся 11 класса
Контрольная работа включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности по типу ЕГЭ по литературе.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс относится к фрагменту эпического, лироэпического или драматического произведений: 7 заданий с кратким ответом (1 – 7, 10 – 14), требующих написания слова или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5 – 10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10 – 14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5 – 10 предложений (15, 16).
Часть 2 работы требует от учащегося написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему (17.1. – 17.4). Ученик выбирает одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
Таким образом, контрольная работа проверяет у выпускников сформированность отдельных коммуникативных и литературоведческих умений и навыков.
Контрольную работы выполняли 6 человек.
Получили оценки
«5» - 0 чел.
«4» - 5 чел.
«3» - 1 чел.
«2» - 0 чел.
% успеваемости - 100
% качества - 83
Минимальный балл по данной работе составлял 35, максимальный – 49.
Таблица. Результаты контрольной работы
№ |
ФИ |
вариант |
оценка |
баллы |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1 |
Иванов Иван |
5 |
4 |
46 |
81 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
10 |
11 |
% выполнения задания |
100 |
100 |
83 |
50 |
100 |
100 |
100 |
63 |
60 |
83 |
100 |
100 |
67 |
100 |
87 |
68 |
54 |
Учащиеся 11-х классов при выполнении тестовой части контрольной работы показали достаточно высокую сформированность литературоведческих умений и навыков. Низкий процент выполнения задания № 4 (проверяет знание текста литературного произведения – 50%).
При выполнении заданий с развернутым ответом учащиеся в большинстве показали понимание текста, предложенного для анализа, правильно определили основные проблемы, поставленные в тексте, показали фактологическую, логическую и речевую точность при ответе на вопрос. Однако при этом учащиеся не всегда при аргументировании привлекают текст произведения. При сопоставлении произведений используют, как правило, одно произведение с предложенным текстом, несмотря на то, что для получения высокого балла по данному критерию необходимо использовать два.
При написании сочинения учащиеся показали достаточно высокую сформированность коммуникативной компетенции. Их речевые высказывания отличает композиционная стройность, логичность, фактологическая точность, соблюдение речевых норм, аргументированность, привлечение литературного материала. Однако не все учащиеся овладели умением включать в текст сочинения теоретико-литературные понятия, использовать их для анализа текста произведения, что говорит о недостаточной сформированности литературоведческой компетенции.
Рекомендации по повышению качества подготовки выпускников
1. Использовать результаты контрольной работы для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2018 году.
2. Вести в системе исследовательскую работу с текстами, используя компетентностный подход к обучению.
3. В работе использовать информационный материал (таблицы, алгоритмы, КИМы, справочная литература).
4. Использовать на уроке блочно-модульную подачу материала, обеспечивающую комплексное повторение.
5. Регулярно проводить онлайн-тестирование.
6. Обеспечить открытый учёт знаний, чтобы учащийся видел динамику результатов обучения.
7. При выполнении тестовой части обратить внимание на знание текста литературного произведения.
8. При выполнении заданий с развернутым ответом обратить внимание на необходимость при аргументировании привлекать текст анализируемого произведения.
9. При сопоставлении произведений использовать для анализа с предложенным текстом два литературных произведения.
10. При написании сочинения-рассуждения обратить особое внимание на умение включать в текст сочинения теоретико-литературные понятия, использовать их для анализа текста произведения.
11. Обратить внимание на психологические аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ: создавать на уроках условия для дальнейшего развития таких компонентов, как психологическая готовность выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, высокий уровень организации деятельности, высокая и устойчивая мобильность, работоспособность, переключаемость, высокий уровень концентрации внимания.