Урок направлен на развитие навыков целостного анализа поэтического текста на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова с нравственной проблематикой: "На севере диком", "Утес".
Для работы предлагаются несплошные, составные и деформированные тексты. Вывляется связь жизни и творчества поэта.
Прочитай стихи М.Ю. Лермонтова и ответь на вопросы:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой*, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе* горячем
Прекрасная пальма растет.
Риза – торжественное облачение священников, расшитое золотыми и серебряными нитями, украшенное драгоценными камнями и жемчугом.
Утес – большой камень, обломок скалы.
В стихах за образами природы могут скрывать человеческие характеры.
Сравни пальму и сосну, что у них общего и чем они различаются:
|
Сосна |
Пальма |
Где растут |
|
|
На чем растут |
|
|
Внешние условия |
|
|
Насколько богат мир вокруг |
|
|
Внешний облик |
|
|
Переживания |
|
|
Сделай вывод, какое переживание объединяет сосну и пальму.
О чем мечтает сосна:
а) о путешествиях;
б) о солнце;
в) попасть в теплые края;
г) найти друга.
Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури* весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Лазурь – ярко-голубой цвет, небесный.
Сравни:
|
Тучка |
Утёс |
Возраст |
|
|
Размер |
|
|
Место обитания |
|
|
Характер |
|
|
Переживания |
|
|
Какими прилагательными можно охарактеризовать тучку из стихотворения:
а) обидчивая;
б) злая;
в) легкомысленная;
г) коварная;
д) насмешливая;
е) беззаботная;
ж) вредная;
з) чуткая.
Какими прилагательными можно охарактеризовать утес из стихотворения:
а) злопамятный;
б) чувствительный;
в) обидчивый;
г) ранимый;
д) легкомысленный;
е) серьезный;
ж) капризный.
Какие человеческие характеры скрываются за образами тучки и утеса?
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вика: Это стихотворние об одиночестве. Не важно, растешь ли ты на диком севере или на солнечном юге, ты можешь быть одинок. Сосна стоит на голой вершине, а пальма - на утесе (на скале): вокруг них никого.
Олег: Это стихотвоение о дружбе. О том, как хорошо иметь друга, похожего на тебя. И тогда не страшны никакие расстояния. Пальма и сосна хоть и растут в разных краях, но очень похожи: обе прекрасны и одиноки.
С кем из ребят ты согласен? Аргументируй свой ответ, приводя примеры из текста.
Ольга: Это стихотворение о природе. Поэт сравнивает холодные и теплые края. Север дикий, а на юге все прекрасно. Сосна мечтает о лете.
Толя: Это стихотворние о мечте. Одинокая сосна спит под снегом и мечтает оказаться пальмой под жарким солнцем. Благодаря мечте она может переносить суровость северной зимы.
Вставь пропущенные слова:
Стихотворение построено на основе приема ________. Образы _______ и _______ протвопоставлены. Автор не случайно называет _______ тучкой, подчеркивая ее возраст. На возраст утеса указывает метафора _______. Эпитет _______ подчеркивает молодость и беззаботность тучки. Вторая строфа начинается с союза _______, который усиливает противопоставление беспечной тучки и _______ утеса.
Для описания тучки Лермонтов использовал наречия ________, для описания утеса наречия _______. Выделенным оказывается наречие ________, так как глагол, к которому оно относится, находится на седующей строке. Такой прием называется анжамбеманом.
Рассказывая о тучке, автор использует глаголы _________ времени, рассказывая об утесе - ________ времени, благодаря чему читатель острее сопереживает утесу. Стихотворение Лермонтова позволяет задуматься о...
- Как темы и идеи прочитанных стихотворений Лермонтова связаны с его детством?