Конспект урока литературы 5 класс "Лирика М.Ю. Лермонтова"

Урок направлен на развитие навыков целостного анализа поэтического текста на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова с нравственной проблематикой: "На севере диком", "Утес".

Для работы предлагаются несплошные, составные и деформированные тексты. Вывляется связь жизни и творчества поэта.

Ход урока

Прочитай стихи М.Ю. Лермонтова и ответь на вопросы:
На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой*, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе* горячем
Прекрасная пальма растет.

Риза – торжественное облачение священников, расшитое золотыми и серебряными нитями, украшенное драгоценными камнями и жемчугом.
Утес – большой камень, обломок скалы.

В стихах за образами природы могут скрывать человеческие характеры.
Сравни пальму и сосну, что у них общего и чем они различаются:

 

Сосна

Пальма

Где растут

 

 

На чем растут

 

 

Внешние условия

 

 

Насколько богат мир вокруг

 

 

Внешний облик

 

 

Переживания

 

 

Сделай вывод, какое переживание объединяет сосну и пальму.

О чем мечтает сосна:
а) о путешествиях;
б) о солнце;
в) попасть в теплые края;
г) найти друга.

Утес

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури* весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Лазурь – ярко-голубой цвет, небесный.

  1. Почему тучка, а не туча?
  2. Каким прилагательным описывается тучка? На какие свойства тучки указывает это прилагательное?

Сравни:

 

Тучка

Утёс

Возраст 

 

 

Размер 

 

 

Место обитания 

 

 

Характер 

 

 

Переживания

 

 

Какими прилагательными можно охарактеризовать тучку из стихотворения:

а) обидчивая;
б) злая;
в) легкомысленная;
г) коварная;
д) насмешливая;
е) беззаботная;
ж) вредная;
з) чуткая.

Какими прилагательными можно охарактеризовать утес из стихотворения:
а) злопамятный;
б) чувствительный;
в) обидчивый;
г) ранимый;
д) легкомысленный;
е) серьезный;
ж) капризный.

Какие человеческие характеры скрываются за образами тучки и утеса?

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Вика: Это стихотворние об одиночестве. Не важно, растешь ли ты на диком севере или на солнечном юге, ты можешь быть одинок. Сосна стоит на голой вершине, а пальма - на утесе (на скале): вокруг них никого.

Олег: Это стихотвоение о дружбе. О том, как хорошо иметь друга, похожего на тебя. И тогда не страшны никакие расстояния. Пальма и сосна хоть и растут в разных краях, но очень похожи: обе прекрасны и одиноки.
С кем из ребят ты согласен? Аргументируй свой ответ, приводя примеры из текста.

Ольга: Это стихотворение о природе. Поэт сравнивает холодные и теплые края. Север дикий, а на юге все прекрасно. Сосна мечтает о лете.

Толя: Это стихотворние о мечте. Одинокая сосна спит под снегом и мечтает оказаться пальмой под жарким солнцем. Благодаря мечте она может переносить суровость северной зимы.

Вставь пропущенные слова:

Стихотворение построено на основе приема ________. Образы _______ и _______ протвопоставлены. Автор не случайно называет _______ тучкой, подчеркивая ее возраст. На возраст утеса указывает метафора _______. Эпитет _______ подчеркивает молодость и беззаботность тучки. Вторая строфа начинается с союза _______, который усиливает противопоставление беспечной тучки и _______ утеса.

Для описания тучки Лермонтов использовал наречия ________, для описания утеса наречия _______. Выделенным оказывается наречие ________, так как глагол, к которому оно относится, находится на седующей строке. Такой прием называется анжамбеманом.

Рассказывая о тучке, автор использует глаголы _________ времени, рассказывая об утесе - ________ времени, благодаря чему читатель острее сопереживает утесу. Стихотворение Лермонтова позволяет задуматься о...

- Как темы и идеи прочитанных стихотворений Лермонтова связаны с его детством?

Размер:
9.88 Kb
Скачали:
16