Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе: Анализ текста

Самым сложным заданием во всем тесте единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку для выпускников 11 класса была и остается работа с текстом, поскольку это задание носит творческий характер и научить действовать шаблонно здесь не всегда и удается.

У ребенка должны быть хорошо сформированы аналитические умения, без этого просто невозможно определить, какая проблема обсуждается в тексте, каково основное утверждение по ней; используя различные доводы, надо уметь доказывать или опровергнуть мысли автора, грамотно изложить собственные суждения.

Умение воспринимать тексты, по-своему интерпретировать и рецензировать - вот те навыки, которые дает нам анализ текста. Задача же ученика - научиться этому. Как? В этой статье мы хотели бы остановиться на конкретном вопросе: в умении правильно найти и сформулировать проблему текста.

Мы прекрасно понимаем, что тексты на ЕГЭ очень разные и по объему, и по тематике, и по сложности. Первое, на что мы обращаем внимание при работе над текстом, - научить учащихся не бояться объемного текста и правильно сформулировать проблему.

А для этого после первичного чтения мы работаем над каждым абзацем. Если текст состоит только из одного абзаца, делим его на маленькие части по 5-10 предложений. К каждому абзацу задаем вопросы: о чем данный абзац? кто в нем является героем? Это можно представить в виде таблицы, поскольку у большинства учащихся зрительная память.

Как правильно найти и сформулировать проблему?

Всегда помнить "золотые слова для формулировки проблемы: роль, отношение (взаимоотношение), влияние, значение, смысл…

1. Поабзацная работа над текстом. Выход на проблему через героев текста. (Для работы над таблицей использован текст Ганичева об адмирале Ушакове)

№ абзацев

О чем этот абзац?

Кто герой данного абзаца?

Обобщение

1

О старом человеке в морском мундире, сидевшем на берегу реки

Старый человек

Человек

2

О великих победах этого человека

Старый человек

Человек

3

О том, что все позабыли Ф. Ушакова

Ушаков

Окружение

4

Об отношении современников к выдающейся личности

Выдающаяся личность

Современники

Современники

Выдающаяся личность

5

О старом человеке

Старый человек

Человек

6

Об одиноком адмирале

Одинокий адмирал

Человек

Вывод: человек и человек-отношение, взаимоотношение. (Проблема взаимоотношения между людьми. Проблема отношения современников к выдающейся личности)
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что героями могут быть в тексте как одушевленные, так и неодушевленные предметы. Например: человек и язык - отношение, влияние, роль. (Проблема отношения человека к языку)

Книги, литература - роль. (Проблема роли литературы в жизни человека)
Счастье - значение, роль. (Что из себя представляет счастье? Вот проблема, над которой размышляет автор текста)

2. Обращение внимания на повторяющиеся существительные. (Например, в тексте повторяется слово "память" в разных формах)
Вывод: Проблема (исторической) памяти.

3. Выход на проблему через поступки героев, через их характеристику.
Какой поступок (хороший или плохой) совершает герой?

  • Если добрый - проблема доброты;
  • храбрый, мужественный - проблема мужества;
  • любящий природу герой - проблема нравственного отношения к природе, проблема гармонии между человеком и природой;
  • малодушный, трусливый - проблема трусости;
  • бесчеловечный, жестокий - проблема жестокости, бесчеловечного отношения к чему-то (к природе, людям…);
  • убивает животных, уродует природу - проблема безнравственности, бездуховности.

Для характеристики героев уместен метод "Двойной дневник". Он дает возможность ученику тесно увязать содержание прочитанного текста с личным опытом. Как работает данная схема? В столбик № 1 выписываем фрагменты из текста, связанные с героем, в столбик № 2 - комментарии по предыдущим выпискам.

«Двойной дневник»

Характеристика героя по тексту (Ушаков и современники)

Своя характеристика

Старый в морском мундире человек

Военный, одинокий, о чем-то размышляющий

Одержал великие победы, открыл новые законы морского боя, создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров

Великий человек, посвятивший себя Отечеству

О нем забыли и везде, провел 40 кампаний, но  не проиграл ни одно сражение,  легендарный русский флотоводец,

героическая личность, прославившаяся своими блестящими победами

Современники не замечают гения, таланта, они не знают историю, не хотят выделять выдающиеся способности, с раздражением говорят о них

Равнодушные, малообразованные, завистливые

Одинокий адмирал вспоминал о прошлом

Одинокий, не пользующийся уважением, живущий прошлым

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: русский язык, 11 класс, ЕГЭ