Пишем сочинение-рассуждение о проблеме жадности

Известно, что написание сочинения-рассуждения вызывает у школьников определенные затруднения. Поэтому при работе с текстами произведений постепенно, но систематически ведется работа в данном направлении: обсуждение проблемы, примеры из жизни и художественных произведений очень актуальны.

Представленное сочинение о проблеме жадности – один из этапов работы в данном направлении на уроках русского языка и литературы в 8 – 9 классах.

Сочинение-рассуждение о проблеме жадности

Что такое жадность? Где ее корни? Как это качество влияет на поведение человека? А на его место в обществе? Именно проблему жадности рассматривает В. Солоухин в данном тексте.

Проблема жадности стара как мир. Наверное, это одно из качеств, которое очень напоминает человеку, что он произошел от обезьяны.

В тексте В. Солоухин представил читателям Мишку, отец которого работал в годы войны на продуктовом складе и каждую неделю приносил сыну продукты. И в его тумбочке образовался целый склад припасов.

Когда больной герой крушил его тумбочку, то выпала "стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки припасов побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свертками показался хлеб".

МишкаМишка

Как чувствовал себя Мишка среди голодных сверстников, шестнадцатилетних мальчишек, которые получали в день четыреста граммов хлеба и еще могли позволить себе кипяток без сахара? Превосходно: "Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть!" Так он отвечает на просьбу дать немного сахару больному товарищу.

Позиция автора: жадный человек не имеет человеческого лица. Я согласна и позицией автора и считаю, что жадный человек дичает, звереет, не может жить в коллективе. Замок – символ не только запертых продуктов, но и одиночества Мишки: его заперла жадность, отделила замком от голодных, но дружных ребят.

Дети начальной школы читают маленький рассказ В. Осеевой "Синие листья". Две подружки рисуют деревья. У Лены нет зеленого карандаша. Катя не дает ей карандаш, придумывая уважительную причину: у мамы не спросила, потом у брата не спросила, потом интересуется, сколько и чего Лене нужно раскрасить. В итоге Лена раскрасила листья синим карандашом.

Лена раскрасила листья синим карандашомЛена раскрасила листья синим карандашом

Учитель в конце рассказа произносит поучительную фразу: нужно так давать, чтобы можно было взять. В. Осеева показала, что корни жадности формируются уже в детстве.

А.И. Солженицын тоже уделил много внимания данной проблеме в рассказе "Матренин двор". Одинокая Матрена нуждается во внимании сестер, воспитанницы Киры. Но никто не появляется в ее доме. Героиня ни на кого не обижается. Она завещает часть дома Кире. "И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу". То есть, не дождавшись смерти Матрены, близкие люди делят ее имущество.

А родные сестры приходят к ней только тогда, когда она получила пенсию, да еще, чтобы поругать, что отдала часть дома Кире. После смерти Матрены их волнует лишь вопрос раздела наследства. Даже на похоронах родственники Матрены только и думали, как разделить имущество несчастной.

Александр Солженицин показал в этом рассказе, что люди, движимые жадностью, выглядят очень непривлекательно. Они теряют свое человеческое достоинство, напоминают зверей, одержимых идеей добычи.

Таким образом, жадный человек постоянно занят вопросами сбережения и приумножения накопленного. Это накладывает отпечаток на весь его образ жизни. Но человек потому и называется человеком, что он должен уметь думать, определять меру и не терять свое человеческое достоинство из-за каких бы то ни было ценностей материального мира.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: русский язык, обмен опытом