Вид урока: урок игра "литературный брэйн-ринг".
Учебная группа: ученики старших классов.
Цель: обобщить и углубить знания учентков о личности великого русского поэта А.С. Пушкина.
Задачи:
Учитель: Ребята, свой урок я хотела бы начать с прочтения эпиграфа.
О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись в который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз.
(Д. Кугультинов)
- Почему я предложила вам этот эпиграф? Какой сегодня день? (6 июня - день рождения А.С. Пушкина. Страна отмечает День русского языка)
- Русский литературный теоретик и критик В.Г. Белинский так говорил о Пушкине: "Читая произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека".
- Еще при жизни Пушкина, Николай Гоголь писал о нем: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык и характер".
Учитель: Сегодня мы снова окунемся в жизнь и творчество этого гениального русского поэта, вспомнив интересные моменты из его деятельности устроив урок-игру. Внимание не доску.
Правила игры
Учитель: А.С. Пушкин - великий писатель, поэт, драматург, который оставил после себя так много красивых слов.
- Попробуйте определить и назвать по следующим поэтическим строкам произведения А.С. Пушкина.
Вопросы викторины-разминки
1. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! ("Зимнее утро")
2. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. ("Евгений Онегин")
3. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит... ("Медный всадник")
4. И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал. ("Памятник")
5. Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном... ("Узник")
6. Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать. ("Евгений Онегин". отрывок, письмо Татьяны к Онегину)
Учитель: Молодцы, Вы хорошо справились. Стихи этого великого поэта всегда вдохновляют и заставляют задуматься. Я уверенна, что его стихи будут читать еще много-много лет.
- А теперь, я объявляю начало нашего брейн-ринга. Вы готовы? (да!)
Учитель раздает для обеих команд 2 текса, дополнительно текст появляется на интерактивной доске, содержащий некоторые факты из биографии А.С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить.
Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.
А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его - школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину.
Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.
"Воспоминания в Царском Селе" Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не "Воспоминаний в Царском Селе", а поэмы "Руслан и Людмила".
Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.
Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество "Арзамас" Пушкин вступает еще будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с "Беседой любителей русского слова" лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.
Ключ
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне - памятник великому поэту. (Пушкинская площадь)
Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.
На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение "Воспоминание о Царском Селе". Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: "Победителю ученику от побежденного учителя".
Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов.
Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество "Арзамас", названное так по городу, где оно появилось.
Учитель проводит подведение итогов кейса № 1, командам выставляются балы.
- Главная задача капитанов по очереди дать ответ на один вопрос. Какой для Вас А.С. Пушкин?
- Дайте ответ прилагательными. За каждое прилагательное присуждается 1 балл, побеждает команда, чей капитан назовет большее количество слов.
Капитан 1 команды |
Капитан 2 команды |
Великий, гениальный, талантливый, чуткий, романтичный, революционный, задушевный, вспыльчивый. |
бессмертный, уникальный, современный, лиричный, патриотичный, мечтательный, сострадательный, реалистичный |
Учитель подводит итогов блиц игры, командам выставляются балы.
- Благодарю Вас за ответы. Действительно, про А.С. Пушкина можно сказать, что он гениальный, современный, талантливый.
- Его творчество затрагивает и находит свои отголоски в каждом из нас по своему и никого не оставляет равнодушным.
- Предлагаю Вам вспомнить самые известные строки А.С. Пушкина и найти им продолжение. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
- Справитесь? Тогда внимание на доску.
1. Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты, ...
Варианты ответов:
2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной ...
Варианты ответов:
3. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный, ...
Варианты ответов:
4. Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд ...
Варианты ответов:
5. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы, ...
Варианты ответов:
6. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Варианты ответов:
7. Буря мглою небо кроет…
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет, ...
Варианты ответов:
8. Унылая пора! Очей очарованье!..
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье ...
Варианты ответов:
Учитель подсчитывает баллы команд.
- Благодарю Вас за любовь к поэтическому слову, вы превосходно справились с заданием.
- А наш брэйн-ринг продолжается.
- Известно, что многие произведения А.С. Пушкина вдохновили композиторов классической музыки на создание музыкальных произведений.
- Цель данного кейса – узнать, насколько хорошо ученики знакомы с этими музыкальными произведениями. На слайде Вы увидите изображение произведений Пушкина.
Учитель поочередно будет включать отрывки музыкальных композиций. Ваша задача прослушав сопоставьте музыкальные сопровождения с изображениями. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
- Произведения написанные А.С. Пушкиным стали неисчерпаемым источником вдохновения для многих композиторов.
- Сегодня мы имеем возможность наслаждаться ими каждый день. Я объявляю литературную паузу.
Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина.
- Я предлагаю ребятам не много отдохнуть и заработать дополнительный балл своим командам благодаря своему таланту красноречия.
- За выразительное прочтение 1 стихотворения А.С. Пушкина команда может получить сразу 10 баллов. Во время выразительного прочтения стихотворения на общем фоне звучит не громкая классическая музыка.
Представитель команды 1 |
Представитель команды 2 |
Уж небо осенью дышало, (Отрывок из поэмы Евгений Онегин)
|
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… (Отрывок из поэмы Евгений Онегин) |
Учитель подводит итоги литературной паузы, подсчитывает баллы.
- Потрясающее чувство слышать выразительные прочтение стихов, когда ты слышишь гармонию русского слова, тебя преисполняет чувство изящного, словно музыка.
- Благодарю Вас за внимание удаленное чтецам.
Ребятам демонстрируются слайды с изображением А.С. Пушкина и людей из его близкого окружения.
Задание предполагает ответ на вопросы: "Кто изображен на портрете?" или в случае с портретами поэта: "Кто автор этих живописных полотен?" Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Литературный брэйн-ринг для старшеклассников публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже