Методическая разработка занятия с использованием кейс технологии по теме: "Жизнь и творчество А.С. Пушкина"

Вид урока: урок игра "литературный брэйн-ринг".

Учебная группа: ученики старших классов.

Цель: обобщить и углубить знания учентков о личности великого русского поэта А.С. Пушкина.

Задачи:

  • познакомить учащихся с фактами биографии А.С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
  • заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.
  • вызвать желание читать и перечитывать его поэзию.

Ход занятия

Организационный момент

Учитель: Ребята, свой урок я хотела бы начать с прочтения эпиграфа.

О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись в который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз.
(Д. Кугультинов)

- Почему я предложила вам этот эпиграф? Какой сегодня день? (6 июня - день рождения А.С. Пушкина. Страна отмечает День русского языка)
- Русский литературный теоретик и критик В.Г. Белинский так говорил о Пушкине: "Читая произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека".

- Еще при жизни Пушкина, Николай Гоголь писал о нем: "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык и характер".

Основной вид деятельности

Учитель: Сегодня мы снова окунемся в жизнь и творчество этого гениального русского поэта, вспомнив интересные моменты из его деятельности устроив урок-игру. Внимание не доску.

Правила игры

  1. В игре принимают участие 2 команды, каждая состоит из 6 человек.
  2. Командам задаются вопросы, на обсуждение каждого вопроса дается время.
  3. Право ответа получает та команда, которая первой дает ответ.
  4. Если команда отвечает неправильно, то у другой команды есть времена обсуждение ответа.
  5. Если обе команды отвечают неправильно, то ведущий оглашает верный ответ и команды переходят к следующему раунду.
  6. Выигрывает та команда, которая набирает 6 очков (по одному за каждый правильный ответ).
  7. Команда-победитель получает награду - оформление Пушкинских карт.

Разминка

Учитель: А.С. Пушкин - великий писатель, поэт, драматург, который оставил после себя так много красивых слов.
- Попробуйте определить и назвать по следующим поэтическим строкам произведения А.С. Пушкина.

Вопросы викторины-разминки

1. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! ("Зимнее утро")

2. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. ("Евгений Онегин")

3. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит... ("Медный всадник")

4. И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал. ("Памятник")

5. Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном... ("Узник")

6. Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать. ("Евгений Онегин". отрывок, письмо Татьяны к Онегину)

Учитель: Молодцы, Вы хорошо справились. Стихи этого великого поэта всегда вдохновляют и заставляют задуматься. Я уверенна, что его стихи будут читать еще много-много лет.
- А теперь, я объявляю начало нашего брейн-ринга. Вы готовы? (да!)

Кейс № 1 "Устраните ошибки в тексте"

Учитель раздает для обеих команд 2 текса, дополнительно текст появляется на интерактивной доске, содержащий некоторые факты из биографии А.С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить.

Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.

А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его - школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину.

Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.

"Воспоминания в Царском Селе" Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не "Воспоминаний в Царском Селе", а поэмы "Руслан и Людмила".

Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.

Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество "Арзамас" Пушкин вступает еще будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с "Беседой любителей русского слова" лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.

Ключ

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне - памятник великому поэту. (Пушкинская площадь)

Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.

На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение "Воспоминание о Царском Селе". Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: "Победителю ученику от побежденного учителя".

Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов.

Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество "Арзамас", названное так по городу, где оно появилось.

Учитель проводит подведение итогов кейса № 1, командам выставляются балы.

Блиц игра "Конкурс капитанов"

- Главная задача капитанов по очереди дать ответ на один вопрос. Какой для Вас А.С. Пушкин?
- Дайте ответ прилагательными. За каждое прилагательное присуждается 1 балл, побеждает команда, чей капитан назовет большее количество слов.

Капитан 1 команды

Капитан 2 команды

Великий, гениальный, талантливый, чуткий, романтичный, революционный, задушевный,

вспыльчивый.

бессмертный, уникальный, современный, лиричный, патриотичный, мечтательный, сострадательный,

реалистичный

Учитель подводит итогов блиц игры, командам выставляются балы.
- Благодарю Вас за ответы. Действительно, про А.С. Пушкина можно сказать, что он гениальный, современный, талантливый.
- Его творчество затрагивает и находит свои отголоски в каждом из нас по своему и никого не оставляет равнодушным.

Кейс № 2 "Продолжи строку"

- Предлагаю Вам вспомнить самые известные строки А.С. Пушкина и найти им продолжение. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
- Справитесь? Тогда внимание на доску.

1. Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты, ...

Варианты ответов:

  • И это было так прекрасно, Я сразу стал писать стихи.
  • Хотел тебя увидеть снова, Но видно против твой отец...
  • Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной ...

Варианты ответов:

  • Зимнего дворца
  • Александрийского столпа.
  • Пирамиды Хеопса

3. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный, ...

Варианты ответов:

  • Мой голос громкий огласил
  • Твой колокольчик огласил
  • Собачий лай опять пронзил

4. Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд ...

Варианты ответов:

  • И дум высокое стремленье.
  • И мыслей хитросплетение
  • И помыслов упоенье

5. Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы, ...

Варианты ответов:

  • И больше не вернуть мгновений океан
  • Теперь я одеваю сан
  • Как сон, как утренний туман

6. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;

Варианты ответов:

  • Я не хочу печалить вас ничем.
  • Я ухожу теперь насовсем
  • Останусь я один ни с чем

7. Буря мглою небо кроет…
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет, ...

Варианты ответов:

  • То утихнет не шумя...
  • То заплачет, как дитя…
  • То молнией сверкнет разя

8. Унылая пора! Очей очарованье!..
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье ...

Варианты ответов:

  • Когда дождей пришла пора
  • Наконец-то осень к нам пришла
  • В багрец и золото одетые леса…

Учитель подсчитывает баллы команд.
- Благодарю Вас за любовь к поэтическому слову, вы превосходно справились с заданием.
- А наш брэйн-ринг продолжается.

"Музыкальная минутка"

- Известно, что многие произведения А.С. Пушкина вдохновили композиторов классической музыки на создание музыкальных произведений.
- Цель данного кейса – узнать, насколько хорошо ученики знакомы с этими музыкальными произведениями. На слайде Вы увидите изображение произведений Пушкина.

Учитель поочередно будет включать отрывки музыкальных композиций. Ваша задача прослушав сопоставьте музыкальные сопровождения с изображениями. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Задание "Музыкальная минутка"Задание "Музыкальная минутка"

- Произведения написанные А.С. Пушкиным стали неисчерпаемым источником вдохновения для многих композиторов.
- Сегодня мы имеем возможность наслаждаться ими каждый день. Я объявляю литературную паузу.

Литературная пауза

Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина.

- Я предлагаю ребятам не много отдохнуть и заработать дополнительный балл своим командам благодаря своему таланту красноречия.

- За выразительное прочтение 1 стихотворения А.С. Пушкина команда может получить сразу 10 баллов. Во время выразительного прочтения стихотворения на общем фоне звучит не громкая классическая музыка.

Представитель команды 1

Представитель команды 2

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. 

(Отрывок из поэмы Евгений Онегин)

 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

(Отрывок из поэмы Евгений Онегин)

Учитель подводит итоги литературной паузы, подсчитывает баллы.
- Потрясающее чувство слышать выразительные прочтение стихов, когда ты слышишь гармонию русского слова, тебя преисполняет чувство изящного, словно музыка.
- Благодарю Вас за внимание удаленное чтецам.

Блиц игра "Чей портрет?"

Ребятам демонстрируются слайды с изображением А.С. Пушкина и людей из его близкого окружения.
Задание предполагает ответ на вопросы: "Кто изображен на портрете?" или в случае с портретами поэта: "Кто автор этих живописных полотен?" Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Чей портрет?Чей портрет?

Литературный брэйн-ринг для старшеклассников публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!