Внеклассное мероприятие по химии в 9 классе "Химическое ассорти"

Данная разработка внеклассного мероприятия прекрасно подойдет для проведения Декады естественно-научного цикла среди старшеклассников.

Цель мероприятия: закрепить знания учащихся о химических веществах, химических реакциях, вспомнить о заслугах русских ученых в области химии.

Задачи:

  1. Систематизировать знания обучающихся о химических элементах, их расположении в таблице (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, и по теме "Атомы химических элементов".
  2. Формировать умение работать в коллективе.
  3. Развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету.

Форма проведения: игра.

Оборудование и материалы: таблица Д. Менделеева, карточки с заданиями для команд

Ход мероприятия

Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

- Химия – это наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и "чудесами".
- И сегодня я проведу для вас внеклассное мероприятие под названием "Химическое ассорти".

Правила игры
В интеллектуальном турнире принимают участие 3 команды: электроны, протоны, нейтроны. Вам будут предложены задания (конверты на столах), задача каждой команды давать как можно больше правильных ответов, за которые будете получать жетоны.

Победителями турнира станут игроки команды, набравшей большее количество жетонов. Еще хочется добавить, что время на выполнение конкурсных заданий ограниченно, оно будет длиться ровно столько, сколько будет играть фоновая музыка.

Основной момент

- Цель сегодняшней игры заключается в пополнении багажа ваших знаний, а также в их проверке.
- Итак, испытания начинаются.

Конкурс "Разминка"

Уважаемые участники, возьмите в руки конверты и выньте задания разминки. У каждой команды по 5 вопросов и около 4 минут времени. В интересах каждой команды дать как можно больше правильных вариантов ответов.

Внимание, на некоторые вопросы, у вас есть подсказки в виде ребусов. Разгадав ребусы, сможете правильно ответить на вопросы. По истечении времени быстренько проверяем и получаете жетоны.

Если отвечающая команда затрудняется ответить или дала неправильный ответ, у других команд есть возможность ответить правильно и заработать дополнительный балл.

Вопросы команде "Электроны"

  1. Тип кристаллической решетки алмаза.
  2. Растворы и расплавы, проводящие электрический ток.
  3. Наиболее активный неметалл.
  4. Вещество, поддерживающее горение.
  5. Ученый, который сформулировал основные положения атомно-молекулярного учения.

Ответы: атомная, электролиты, фтор, кислород, Михаил Васильевич Ломоносов.

Вопросы команде "Протоны"

  1. Вещества, ускоряющие химические реакции.
  2. Самый легкий газ.
  3. Реакция, при которой выделяется теплота.
  4. Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны.
  5. Ученый, который сформулировал периодический закон.

Ответы: катализатор, водород, экзотермическая, хлор, Д.И. Менделеев

Вопросы команде "Нейтроны"

  1. Единственный жидкий металл.
  2. Положительно и отрицательно заряженные частицы.
  3. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений.
  4. Вещества, которые замедляют химические реакции или отравляют их.
  5. Какой русский ученый, сформулировал закон сохранения массы веществ.

Ответы: ртуть, ионы, аммиак, ингибиторы, М. В. Ломоносов

Конкурс "Эрудит"

Вам необходимо взять в конверте карточку с вопросами, прочитать и дать правильный ответ. Каждая команда получает то количество жетонов, сколько будет правильных ответов. Для этого конкурса отводится около 4 минут, ровно столько, сколько длится эта мелодия.

Тема 1. Металлы

  1. Самый твердый металл?
  2. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина?
  3. Металл, обладающий бактериальными свойствами?

Ответы: хром, железо, серебро.

Тема 2. Диссоциация

  1. Положительно заряженный ион?
  2. Положительно заряженный электрод?
  3. Сложные вещества, которые диссоциируют на ионы металла и кислотного остатка?

Ответы: катион, анод, соли.

Тема 3. Неметаллы

  1. Элемент, который образует самые твердые и мягкие вещества?
  2. Вещество, из которого изготовлены простые карандаши?
  3. Самый распространенный элемент в земной коре?

Ответы: углерод, графит, кислород

Конкурс "Опыт"

Сейчас для вас Артем продемонстрирует нагревание перманганата калия. Ваша задача внимательно его посмотреть, затем дописать уравнение химической реакции, которую вы увидите на слайде, и охарактеризовать ее.

Ответ: уравнение реакции 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 - Реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, необратимая, окислительно-восстановительная.

Конкурс "Угадай-ка"

Здесь вас ждут две головоломки:

1. Клад

Кто из нас не мечтал разыскивать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.

Разгадай головоломкуРазгадай головоломку

Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора их букв, написанных химическими знаками, получится фраза: "Хороший друг – это настоящий клад".

2. Д.И. Менделеев о смысле учения

Расставьте сосуды в нужном порядкеРасставьте сосуды в нужном порядке

На полочке вы видите химическую посуду с загадочными надписями. Расставьте сосуды в определенном порядке и прочитаете слова Д.И. Менделеева о смысле учения: "Учение - себе, плод учения - другим".

Конкурс "Литературный"

Вам необходимо перевести с химического языка на общепринятые фразы.
Не все то аурум, что блестит.
Не все то золото, что блестит.

Белый как карбонат кальция.
Белый, как мел.

Феррумный характер.
Железный характер.

Слово – аргентум, а молчание – аурум.
Слово – серебро, а молчание – золото.

Уходит как аш-два-о в оксид кремния.
Уходит как вода в песок.

Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.
Алмаз чистой воды.

За купрумный грош удавился.
За медный грош удавился.

Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.
Прозрачен, как хрусталь.

Много оксида водорода утекло с тех пор.
Много воды утекло с тех пор.

Подведение итогов игры

- Наша игра подошла к концу. Сегодня мы с вами закрепили знания и умения по химии, а также увидели ваши творческие способности.
- Сейчас подсчитайте свои жетоны. И давайте дружно поаплодируем команде-победителю. (Награждение)
- Спасибо за активное участие командам. До новых встреч!

Размер:
114.33 Kb
Скачали:
61