Данная разработка внеклассного мероприятия прекрасно подойдет для проведения Декады естественно-научного цикла среди старшеклассников.
Цель мероприятия: закрепить знания учащихся о химических веществах, химических реакциях, вспомнить о заслугах русских ученых в области химии.
Задачи:
Форма проведения: игра.
Оборудование и материалы: таблица Д. Менделеева, карточки с заданиями для команд
- Здравствуйте ребята!
- Химия – это наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и "чудесами".
- И сегодня я проведу для вас внеклассное мероприятие под названием "Химическое ассорти".
Правила игры
В интеллектуальном турнире принимают участие 3 команды: электроны, протоны, нейтроны. Вам будут предложены задания (конверты на столах), задача каждой команды давать как можно больше правильных ответов, за которые будете получать жетоны.
Победителями турнира станут игроки команды, набравшей большее количество жетонов. Еще хочется добавить, что время на выполнение конкурсных заданий ограниченно, оно будет длиться ровно столько, сколько будет играть фоновая музыка.
- Цель сегодняшней игры заключается в пополнении багажа ваших знаний, а также в их проверке.
- Итак, испытания начинаются.
Конкурс "Разминка"
Уважаемые участники, возьмите в руки конверты и выньте задания разминки. У каждой команды по 5 вопросов и около 4 минут времени. В интересах каждой команды дать как можно больше правильных вариантов ответов.
Внимание, на некоторые вопросы, у вас есть подсказки в виде ребусов. Разгадав ребусы, сможете правильно ответить на вопросы. По истечении времени быстренько проверяем и получаете жетоны.
Если отвечающая команда затрудняется ответить или дала неправильный ответ, у других команд есть возможность ответить правильно и заработать дополнительный балл.
Вопросы команде "Электроны"
Ответы: атомная, электролиты, фтор, кислород, Михаил Васильевич Ломоносов.
Вопросы команде "Протоны"
Ответы: катализатор, водород, экзотермическая, хлор, Д.И. Менделеев
Вопросы команде "Нейтроны"
Ответы: ртуть, ионы, аммиак, ингибиторы, М. В. Ломоносов
Конкурс "Эрудит"
Вам необходимо взять в конверте карточку с вопросами, прочитать и дать правильный ответ. Каждая команда получает то количество жетонов, сколько будет правильных ответов. Для этого конкурса отводится около 4 минут, ровно столько, сколько длится эта мелодия.
Тема 1. Металлы
Ответы: хром, железо, серебро.
Тема 2. Диссоциация
Ответы: катион, анод, соли.
Тема 3. Неметаллы
Ответы: углерод, графит, кислород
Конкурс "Опыт"
Сейчас для вас Артем продемонстрирует нагревание перманганата калия. Ваша задача внимательно его посмотреть, затем дописать уравнение химической реакции, которую вы увидите на слайде, и охарактеризовать ее.
Ответ: уравнение реакции 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 - Реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, необратимая, окислительно-восстановительная.
Конкурс "Угадай-ка"
Здесь вас ждут две головоломки:
1. Клад
Кто из нас не мечтал разыскивать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.
Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора их букв, написанных химическими знаками, получится фраза: "Хороший друг – это настоящий клад".
2. Д.И. Менделеев о смысле учения
На полочке вы видите химическую посуду с загадочными надписями. Расставьте сосуды в определенном порядке и прочитаете слова Д.И. Менделеева о смысле учения: "Учение - себе, плод учения - другим".
Конкурс "Литературный"
Вам необходимо перевести с химического языка на общепринятые фразы.
Не все то аурум, что блестит.
Не все то золото, что блестит.
Белый как карбонат кальция.
Белый, как мел.
Феррумный характер.
Железный характер.
Слово – аргентум, а молчание – аурум.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Уходит как аш-два-о в оксид кремния.
Уходит как вода в песок.
Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.
Алмаз чистой воды.
За купрумный грош удавился.
За медный грош удавился.
Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия.
Прозрачен, как хрусталь.
Много оксида водорода утекло с тех пор.
Много воды утекло с тех пор.
- Наша игра подошла к концу. Сегодня мы с вами закрепили знания и умения по химии, а также увидели ваши творческие способности.
- Сейчас подсчитайте свои жетоны. И давайте дружно поаплодируем команде-победителю. (Награждение)
- Спасибо за активное участие командам. До новых встреч!