Цель:
- углубить и расширить знания учащихся, полученные на уроках,
- повысить интерес к предмету,
- приучить к самостоятельной творческой работе,
- развить инициативу учащихся.
Оформление: лист ватмана с маршрутным листом на стене, маршрутные листы для каждой команды (см. приложение № 1), листочки с заданиями, листы ватмана для художественного конкурса, места участников за круглыми столами, места болельщиков каждой команды.
Оборудование: магнитофон и аудиозаписи.
Подготовка: заранее создаются три команды по 9 человек, команды болельщиков. Команды готовят представление своей команды, приветствие жюри и соперников, костюмы.
Место проведения: актовый зал
Естественнонаучные баталии
Ведущий:
Внимание! Внимание!
Начинаем баталии, в которых сойдутся лучшие умы трех команд. Предметом баталии будут вопросы и задачи на базе трех предметов: математики, физики, химии. В течение баталий мы посетим Историческую бухту, Поэтический остров, зайдем в Биологический пролив и Литературный архипелаг, заглянем на остров Художественный.
Оценивание конкурсов будет производиться по 5-бальной системе, компетентное жюри:
1. Повелительница психрометров, барометров, калориметров, осциллографов, выпрямителей, амперметров и т. п. – Якимова О.В.
2. Знаток прямых, плоскостей, тангенсов, котангенсов, углов, парабол, синусоид, тетраэдров и октаэдров – Губина Г. П.
3. Распорядительница фотолиза, пиролиза, гидролиза, электронных облаков и прочих вещей, вконец запутавших баталистов – Фетисова О.А.
Команды болельщиков, участвуют в конкурсе и набирают баллы (в виде звезд, которые будут даваться за правильные ответы). Эти баллы будут суммироваться с баллами команды. Т.е. вы тоже можете быть причастны к командной победе.
Итак, мы начинаем!
Причал «Дружба»
Здесь каждая команда представляется, приветствует жюри и команды соперников и болельщиков.
Оценивается: костюмы, эмблемы, название команды, само приветствие.
Команды заняли свое место, жюри подводит итоги приветствия.
Бухта истории наук
Командам задаются вопросы и на подготовку отводится по 1 минуте, после чего они должны дать верный ответ на поставленные вопросы.
1. В древности об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.
Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.
Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком XVII в. Лейбницем. В 19 –м предложении VII книги Евклида доказывается основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии идёт речь? Сформулируйте его свойство.
2. О нем Максвелл сказал:
«Исследования …, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого! Ньютона электричества».
На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик»
Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.
3. На рубеже XIX-XX вв. российский флот переходил на новое топливо. Известному химику в этой связи, принадлежит фраза:
«…- это не топливо, топить можно и …»
Какому химику принадлежит эта фраза, и процитируйте её полностью.
Поэтический архипелаг
Задания:
1. Кто из учёных назвал математику – царицей наук?
Сформулируйте его высказывание полностью.
2. До истины был труден путь…
В реторте закипела ртуть
И стала ярко-красною
Газ кислород вошёл в металл –
Вот почему он красный стал.
Учёному всё ясно,
Он понял смысл горенья:
Горенье – окисление.
Нагрел окалину и вот
Дошёл до самой сути:
Вернул пропавший кислород
И каплю чистой ртути.
Что было – осталось.
Ни грамм не исчез.
А это закон сохраненья веществ.
Запишите уравнения реакций, о которых шла речь?
3. Жил в Сирокузах мудрец Архимед.
Был другом царя Герона.
Какой для царя самый
Важный предмет?
Вы все догадались – корона!
Захотелось Герону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго,
Взял не мало и не много,
Сколько нужно, в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Герону
Ювелир принес корону.
Взял корону Герон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)…
И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Герон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
Герон. Вот корона, Архимед,
Золотая или нет?
Архимед. Чистым золотом сверкает...
Герон. Но ты знаешь, всё бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то,
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи
Определить?
Но корону не царапать, не пилить…
И задумался учёный…
Как Архимед проверил «Честно ль сделана работа?».
Сформулируйте закон Архимеда.
Художественный полуостров
Задание:
Используя символы, условные обозначения из трех наук, нарисовать одно из животных: поросенка, кошку, слона (какой команде что достанется, определяется жребием).
Во время того, как команды рисуют, проводится конкурс с болельщиками.
Страна болельщиков
Отгадать пословицу (см. приложение№ 2)
Объясни её с физической точки зрения.
Литературный континент
Из представленной фразы составить математические, физические, химические термины.
Химия – правая рука физики, а математика её глаза. Ломоносов М.В.
Биологический континент
Решите задачу:
На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвились.
Криком радостным двенадцать
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько, ты мне скажешь,
Обезьян там было в роще?
По окончании игры подводятся итоги.