Цель урока: привести в систему знания учащихся 9 класса о правописании Н-НН в отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных и в страдательных причастиях прошедшего времени.
Оборудование: мультимедийная доска, магнитная доска, раздаточный материал.
Приём Исключение лишнего"
- Ребята, запишите ряды слов, раскройте скобки, графически объясните свой выбор. В каждом ряду есть "лишнее" слово, постарайтесь его увидеть и исключите его. (не записывайте)
Карточка 1
Проверка: какое слово не записали? Почему?
Вывод:
- Тема нашего урока: Н-нн в отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных и в страдательных причастиях прошедшего времени.
- Ребята, эта тема нам знакома? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, почему я предлагаю вам к ней вернуться? (сложная тема, понадобится на ОГЭ)
- Материал достаточно объёмный, поэтому предлагаю составить ключевые вопросы с помощью опорных слов. (Обратить внимание учащихся на появление в вопросах краткой формы прилагательных и причастий)
Учащиеся формулируют ключевые вопросы. (Вопросы записывают на карточках)
Карточка 2
Даны опорные слова.
Работа в группах
- Предлагаю провести исследование языкового материала. (графический приём систематизации языкового материала - заполнение таблиц-схем); записать в тетради 2-3 примера, придумать 2-3 утверждения ("верно - неверно")
Выступление групп: ответы на ключевые вопросы.
Решение лингвистической задачи
Дочь избалованна и упряма. (= капризна)
Дочь избалована матерью. (Мать избаловала дочь)
Рубрика "Запомнить!"
- Запишите, пожалуйста, слова-исключения.
Ветреный, оловянный, жёваный, юный, деревянный, кованый, нежданный, синий, стеклянный, раненый, невиданный, зелёный, смышлёный, неслыханный, свиной, негаданный, нечаянный, желанный, медленный, священный.
- Ребята, какую из поставленных целей достигли? Осталось? (Применить)
Творческий диктант
"Преврати" отглагольные прилагательные в причастия, запиши их в составе словосочетаний.
Сушёный, резаный, гружёный, рваный, глаженый, крашеный, ломаный. (сушенные в печи грибы, вырезанный из дерева, гружённая кирпичом машина, порванный рукав, поглаженные брюки, перекрашенный пол, сломанный стул)
Самопроверка.
Вернуться к словам, записанным в начале урока.
- Достигнуты ли поставленные цели? (ответы учащихся)
Домашнее задание (на выбор)