Урок русского языка 9 класс "Н-НН в отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных и в страдательных причастиях прошедшего времени"

Цель урока: привести в систему знания учащихся 9 класса о правописании Н-НН в отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных и в страдательных причастиях прошедшего времени.

Оборудование: мультимедийная доска, магнитная доска, раздаточный материал.

Ход урока

Стадия вызова

Приём Исключение лишнего"

- Ребята, запишите ряды слов, раскройте скобки, графически объясните свой выбор. В каждом ряду есть "лишнее" слово, постарайтесь его увидеть и исключите его. (не записывайте)

Карточка 1

  • Клюкве(н,нн)ый, кухо(н,нн)ый, кипячё(н,нн)ый, кожа(н,нн)ый, соломе(н,нн)ый.
  • Вяза(н,нн)ый, сдела(н,нн)ый, плетё(н,нн)ый, сушё(н,нн)ый, гружё(н,нн)ый.
  • Выраще(н,нн)ый, освещё(н,нн)ый, кваше(н,нн)ый, скруче(н,нн)ый, унесё(н,нн)ый.

Проверка: какое слово не записали? Почему?

Вывод:

  • отымённые прилагательные;
  • тглагольные прилагательные;
  • страдательные причастия прошедшего времени.

Формулирование темы урока

- Тема нашего урока: Н-нн в отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных и в страдательных причастиях прошедшего времени.
- Ребята, эта тема нам знакома? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, почему я предлагаю вам к ней вернуться? (сложная тема, понадобится на ОГЭ)

Постановка целей урока

  1. Повторить и систематизировать … (знания о правописании Н-НН в отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных и в страдательных причастиях прошедшего времени)
  2. Применить … (правила при выполнении практических упражнений)

Стадия осмысления содержания

- Материал достаточно объёмный, поэтому предлагаю составить ключевые вопросы с помощью опорных слов. (Обратить внимание учащихся на появление в вопросах краткой формы прилагательных и причастий)

Учащиеся формулируют ключевые вопросы. (Вопросы записывают на карточках)

Карточка 2

Даны опорные слова.

  1. Когда в отымённых прилагательных …? (пишется н-нн?)
  2. Сколько … пишется в полных … причастиях … времени? (Сколько Н пишется в полных страдательных причастиях прошедшего времени?)
  3. Сколько … пишется в … прилагательных? (Сколько Н пишется в отглагольных прилагательных?)
  4. Сколько … пишется в кратких … и …? (Сколько Н пишется в кратких прилагательных и причастиях?)
  5. Как отличить краткое … от краткого …? (Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?)

Работа в группах

- Предлагаю провести исследование языкового материала. (графический приём систематизации языкового материала - заполнение таблиц-схем); записать в тетради 2-3 примера, придумать 2-3 утверждения ("верно - неверно")

  • 1 группа – Н-НН в отымённых прилагательных (в слове "сонный" пишется одна буква Н?; в слове "звериный" надо писать одну букву Н?)
  • 2 группа - Н-НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени. (в слове "кипячёный" пишется одна Н? в слове "встревоженный" пишется тоже одна Н?)
  • 3 группа – Н-НН в краткой форме прилагательных и причастий. (в предложении "Письмо отправлено" употреблено краткое причастие или краткое прилагательное? Речь торжественна – в слове "торжественна" почему необходимо писать буквы Н?

Выступление групп: ответы на ключевые вопросы.

В отыменных прилагательных пишиВ отыменных прилагательных пиши

В страдательных причастиях прошедшего времени пишиВ страдательных причастиях прошедшего времени пиши

В кратких причастиях пишиВ кратких причастиях пиши

Решение лингвистической задачи

Дочь избалованна и упряма. (= капризна)
Дочь избалована матерью. (Мать избаловала дочь)

Рубрика "Запомнить!"

- Запишите, пожалуйста, слова-исключения.

Ветреный, оловянный, жёваный, юный, деревянный, кованый, нежданный, синий, стеклянный, раненый, невиданный, зелёный, смышлёный, неслыханный, свиной, негаданный, нечаянный, желанный, медленный, священный.

- Ребята, какую из поставленных целей достигли? Осталось? (Применить)

Творческий диктант

"Преврати" отглагольные прилагательные в причастия, запиши их в составе словосочетаний.

Сушёный, резаный, гружёный, рваный, глаженый, крашеный, ломаный. (сушенные в печи грибы, вырезанный из дерева, гружённая кирпичом машина, порванный рукав, поглаженные брюки, перекрашенный пол, сломанный стул)

Самопроверка.

Подведение итога

Вернуться к словам, записанным в начале урока.
- Достигнуты ли поставленные цели? (ответы учащихся)

Домашнее задание (на выбор)

  • Выписать из текстов художественной литературы по 1-2 предложения на каждый пункт правила.
  • Подготовить диктант (выборочный, распределительный) – 15-20 слов.
Размер:
206.09 Kb
Скачали:
8