План-конспект урока литературы в 10 классе "Сцена объяснения Наташи Ростовой с князем Андреем Болконским"

Анализ 23 главы 3 части 2 тома романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".

Цели урока:

  • подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения;
  • совершенствовать умения и навыки анализа эпизода художественного произведения с целью постижения замысла писателя;
  • развивать умение сравнивать и сопоставлять фрагменты художественного текста, сравнивать характеры героев;
  • развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свое мнение;
  • воспитывать любовь к отечественной классике, прививать эстетический вкус.

Оборудование: портрет писателя, репродукции, картины, иллюстрации к произведению, текст романа-эпопеи "Война и мир", ученическая презентация, видео фрагменты из художественного фильма "Война и мир".

К уроку ученики получили индивидуальные задания по плану анализа эпизода. Несколько учеников подготовили выразительное чтение отрывков из эпизода (чтение в лицах). Один из учеников подготовил компьютерную презентацию; учитель – видеофрагменты из художественного фильма.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", но сконцентрируем свое внимание на одном только эпизоде, в котором описывается сцена объяснения Наташи Ростовой с Андреем Болконским.

Выставка, портрет писателя, презентация "Иллюстрации к роману-эпопее "Война и мир" будут способствовать созданию атмосферы заинтересованного поиска. (Демонстрируется ученическая презентация с иллюстрациями к роману, работами разных художников)

Беседа с классом. Повторение изученного материала

Какие задачи ставил перед собой Л.Н. Толстой, когда описывал жизнь дворянских семей?
Какой новый путь к раскрытию темы взаимоотношений мужчины и женщины в высшем дворянском обществе был намечен в романе- эпопее "Война и мир"?

Неслучайно к произведению Л. Толстого обращались лучшие художники режиссеры 19 и 20 веков. (Выставка иллюстраций, кадры художественного фильма режиссера Сергея Бондарчука, 1967 год)

На какой вопрос следует найти ответ в ходе исследования? (Каково место эпизода в сюжете произведения?)
Сформулируем проблемы исследования. (1 пункт плана анализа эпизода)

Учащиеся предлагают свои варианты. Это было домашним заданием всему классу. Останавливаемся на следующих и записываем в тетради:

  1. Имеет ли данный эпизод символическое значение? В чем оно?
  2. Имеет ли эпизод своеобразную психологическую основу?
  3. Важен ли эпизод для понимания характеров главных героев?
  4. Помогает ли сцена объяснения Наташи и князя Андрея понять замысел автора?

Давайте очертим границы эпизода. Видео фрагмент из художественного фильма "Война и мир".

Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что-то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама? Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. (По роману)

Исследовательская деятельность

В ходе анализа подготовленные ученики читают "в лицах" отрывки из романа-эпопеи.
Какова динамика развития композиции в эпизоде? Сколько частей вы выделили? (Три части: вступление, основная часть, заключение)

О чем говорится в каждой части? Какие фразы можно считать ключевыми? Где кульминация?

Вступление. Наташа видит князя Андрея и думает: "Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?" Потом отвечает сама себе: "Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете".

Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?

Основная часть - признание друг ругу в любви. (чтение в лицах)

Кульминация – новость об отсрочке.
Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.

– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно.

Заключительная часть эпизода – согласие Наташи подождать год.

Нет, нет, я все сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Как объяснить нервозное состояние героини? Как объяснить холодность и некую отстраненность князя?

Ответы на эти вопросы мы найдем в предыдущей главе, в предыдущих эпизодах. (Это и есть ближние и дальние связи эпизода)
Обращаем внимание на слова и словосочетания, используемые автором для описания душевного состояния героини: "Наташа испуганная, но счастливая", "в доме чувствуется страх", "Наташа бледная от страха", " Мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем"…

Итак, слова, характеризующие состояние героини перед сценой объяснения, - это "страх", "страшно". Нам становится понятно, почему автор использует глаголы "казалось", "влюбилась". Значит, чувство Наташи незрелое, неосознанное. Да любовь ли это на самом деле?

А почему князь Андрей уступил отцу? Доверяет ли он чувствам молоденькой девушки? Уверен ли он в своих чувствах?

Есть ли конфликт в эпизоде? Давайте вспомним лексическое значение этого слова.

Конфликт - столкновение, серьезное разногласие, спор (по С.И. Ожегову)

В основе эпизода – конфликт чувств, "столкновение" чувств. С одной стороны - испуганная, неопытная девушка, впервые испытавшая чувство любви. С другой – влюбленный зрелый, опытный мужчина. Наташа вся как на ладони – искренняя, непоследовательная. Князь Андрей, наоборот, спокоен, сдержан, он словно скрывает истинные чувства.

Какие изобразительные средства языка использует автор для создания образов? (Проверка домашнего задания)
Это в основном эпитеты. Наташа думает: "Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?" Эпитет "чужой", имя существительное "человек" вместо имени Андрей помогают нам заглянуть в сердце героини и понять, насколько не уверена она в своем чувстве. Поэтому она сначала "зарыдала", а затем "улыбнулась сквозь слезы".

И в душе Болконского уже не было " прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью". Эпитеты "поэтической", "таинственной" (о прелести желания) меняются на "женской", "детской" ( о слабости Наташи). То есть все чувства становятся обыденными, приземленными в глазах князя Андрея.

Каково "авторское Я" в эпизоде?
Автор предлагает нам эпизод, состоящий из одних реплик героев. Почти никаких комментариев. Случайно ли это? Нет. Но его мнение мы чувствуем, видим по отдельным словам.

Во многих предложениях есть слова, указывающие на авторскую позицию, на мнение писателя. Лев Толстой словно стоит рядом с героями, он комментирует их реплики, мысли, поступки:
Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа…

Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала…

Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.

Автору жаль эту наивную, искреннюю девушку, но он понимает и князя Андрея, вынужденного подчиниться не столько воле отца, сколько своим предчувствиям.

Что отличает стиль писателя?

Стиль писателя - совокупность приемов, использование средств речевой деятельности. Отличительная особенность романов Л.Н. Толстого – это психологизм.

Так, в анализируемом эпизоде душевные процессы героев, их чувства и стремления обозначаются как косвенно - через жесты, мимику, действия, так и прямо - с помощью характеристик персонажей, в их внутренних и внешних монологах.

О Наташе: "что-то сжимало ей горло". О матери Наташи: "графиня протянула ему руку и со смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу…". Мать о князе Андрее: "Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе…"

В каждой реплике есть слова, свидетельствующие о большой внутренней борьбе в душах героев. Это борьба между желанием счастья и чувством неуверенности и даже страхом перед будущим. Реплики Наташи отрывистые, в них открытое проявление чувств, она даже перебивает князя. Болконский же говорит спокойно, сдержанно.

Читатель понимает, что автор переживает за героиню, осуждает Болконского, хотя понимает его мотивы.

Каковы ближние и дальние связи эпизода? Как другие эпизоды романа-эпопеи помогают понять поведение Наташи и Андрея Болконского? (Сообщение ученика о разговоре князя Андрея с Пьером Безуховым, о поведении Наташи перед встречей с Болконским, о разговоре с матерью…)

Подведение итогов исследования

Давайте перечитаем еще раз вопросы, записанные в начале урока и ответим на них. (Учитель диктует начало предложения, а ученики записывают продолжение)

  1. Сцена объяснения приобретает символическое значение, так как ... (заставляет нас задуматься о том, как распознать настоящее чувств, как отличить влюбленность от настоящей любви…)
  2. Эпизод важен для понимания характеров главных героев... (Наташа – слишком импульсивная натура, не умеет еще сдерживать свои чувства. Князь Андрей, пережив семейную трагедию, не решается довериться своим чувствам, поэтому соглашается с требованием отца об отсрочке свадьбы)
  3. Сцена объяснения помогает лучше понять замысел автора, состоящий в том, чтобы показать ... (насколько разные это люди – Наташа и Андрей, насколько неравнозначны их чувства друг к другу)
  4. Данный эпизод еще раз доказывает, что ... (любовь – это очень хрупкое чувство…)

Ученики читают свои предложения, обмен мнениями.

- Каково место эпизода в сюжете всего произведения?
- Сцена объяснения помогает читателю лучше понять характер взаимоотношений между Наташей Ростовой и Андреем Болконским, понять ту причину, по которой они не могут быть вместе.

Анализируя эпизод, читатель понимает, что прав был старый князь Болконский: Наташа – еще сущий ребенок, она не готова стать женой Андрея Болконского и матерью его детей. Понимает это и сам автор.

Домашнее задание

Напишите сочинение на тему: "Сцена объяснения Наташи Ростовой с князем Андреем Болконским. (анализ эпизода из романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир")

Размер:
30.73 Kb
Скачали:
26