Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме "Объемы тел".
Задачи:
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок в том смысле, что на уроке присутствуют мои коллеги.
- Но, мы с вами, как и всегда, работаем в том же режиме и в том же темпе. И я хочу, чтобы сегодня на уроке пищу получил не только ваш ум, но и ваше сердце и душа.
- Прежде чем начать урок, давайте в начале пожелаем друг другу хорошее настроение и настроим себя на плодотворную работу.
- Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках? (Объемы тел)
- Объемы каких тел мы с вами проходили? (прямоугольного параллелепипеда, куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара)
- Известный швейцарский математик Джордж Пойа сказал: "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их".
- Исходя из этого высказывания, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, а также цели урока. (Вы сказали, что на прошлых уроках мы проходили объемы тел, и придерживаясь слов Джорджа Пойа, мы будем решать задачи)
- Тема нашего урока "Решение задач по теме "Объемы тел".
- Для того чтобы успешно решать задачи, необходимо повторить основной теоретический материал.
- Сегодня это формулы для вычисления объемов тел. Посмотрите на экран. Вы должны сейчас сопоставить геометрические тела с формулой нахождения их объема. (Ученики сопоставляют)
- Какой фигуры нет на этом слайде? (Призмы, усеченного конуса)
Вопросы практического тура
- Отлично, мы все формулы на нахождение объемов тел вспомнили!
Ответьте на следующие вопросы:
Практическое задание
- Ребята, а сейчас я вам раздам по одному из геометрических тел, и вы должны сказать, какое тело вы получили и должны будете рассчитать объем этого геометрического тела.
- Для этой маленькой практической работы вы должны пользоваться линейкой. Вы мне скажите, что для этого вы должны измерить.
- Как говорится "Тяжело в учении, легко на ЕГЭ". Так как в этом году вам предстоит сдавать экзамен, то мы будем решать задачи из сборника для подготовки к ЕГЭ.
- Мы рассмотрим сегодня некоторые 8 задания по теме "Объемы тел" из профильного уровня и 13 задания из базового уровня.
Задача 1. Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Объем конуса равен 28. Найдите объем цилиндра.
Алгоритм решения:
Решение:
1. Объем конуса определяем по формуле
V = 1/3 πr2 h, где h – высота конуса; r – радиус основания конуса.
2. Объем цилиндра определяем по формуле
V_1 = πr2 h = 3V
3. Сравниваем обе формулы. Легко видно, что объем цилиндра в 3 раза больше объема конуса.
4. Вычисляем объем цилиндра:
V_1 = 3 * 28 = 84
Ответ: 84.
Задача 2. Цилиндр описан около шара. Объем цилиндра равен 33. Найдите объем шара.
1. Запишем формулу объема цилиндра: Vц=πr2 h=33
2. Запишем формулу объема шара: Vш=4/3 πr3
3. Мы видим, что радиус шара равен радиусу цилиндра, а высота цилиндра в 2 раза больше радиуса шара.
4. Vц = πr2 h = 2πr2 r=2πr3 = 33 πr3 = 33/2
Vш = 4/3 πr3 = (4∙33) / (3∙2) = 22
Ответ: 22.
- Можно заметить, что если цилиндр описан около шара или шар вписан в цилиндр, то Vц = 3/2Vш Или Vш=2/3 Vц
Задача 3. Задача, обратная данной. Шар объемом 28 вписан в цилиндр. Найти объем цилиндра.
Ответ: 42.
Задача 4. Объем конуса равен 12. Параллельно основанию конуса проведено сечение, делящее высоту пополам. Найдите объем отсеченного конуса.
1. Запишем объем конуса: V = 1/3 πr2 h = 12.
2. Запишем объем маленького конуса: V1 = 1/3 πr12 h1
3. V = 1/3 πr2 h = 1/3 π4r12 2h1 = 8/3 πr12h = 8∙1/3 πr12h1 = 8∙V1 = 12
Объем отсеченного конуса равен V1 = 12/8 = 1,5
Ответ: 1,5.
- Можно заметить, что объем конуса равен 8-ми объемам конуса, отсеченного параллельно основанию и делящего высоту пополам.
Задача 5. В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 1/2 высоты. Объем жидкости равен 25 мл. Сколько миллилитров жидкости нужно долить, чтобы полностью наполнить сосуд?
25*7 =175
Ответ: 175
Задача 6. Даны две кружки цилиндрической формы. Первая кружка в полтора раза ниже второй, а вторая вдвое шире первой. Во сколько раз объем второй кружки больше объема первой?
Решение.
Объем цилиндра вычисляется по формуле V=πr2 h. Объем первой кружки равен V1 = πr12 h1, объем второй кружки равен V2=πr22 h2. Из условия задачи r2=2r1 и h2=3/2 h1 V2/V1 = (πr22 h2)/(πr12 h1 )= (4r12 (3/2h)1)/(r12 h1 ) = 6. Значит, объем второй кружки в шесть раз больше объема первой.
Ответ: 6.
- А теперь попробуйте решить следующие задачи по вариантам. Возьмите свои листы, которые я раздала перед началом урока, и решите их.
Задача 1. Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Объем конуса равен 7. Найдите объем цилиндра. (21) (7*3=21)
Задача 2. Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Объем цилиндра равен 18. Найдите объем конуса. (6) (18/3=6)
Задача 3. Шар, объем которого равен 72, вписан в цилиндр. Найдите объем цилиндра. (108) (72 * 3/2 =108)
Задача 4. Шар вписан в цилиндр. Объем цилиндра равен 21. Найдите объем шара. (14) (21*2/3=14)
Задача 5. В цилиндрический сосуд налили 500 см3 воды. В воду полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде увеличился в 1,2 раза. Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3. (100) (500*0,2=100)
Задача 6. В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 0,5 высоты. Объем сосуда 1600 мл. Чему равен объем налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах. (800) (1600:8=800)
- А теперь поменяемся тетрадями, и проверьте своих соседей по парте.
- Кто сделал всю работу без единой ошибки?
- Кто сделал одну (две) ошибку?
- Ребята, если вы допустили ошибки, значит вам надо работать еще над этими задачами.
- Составьте по одной любой задаче наподобие самостоятельной работы. Поменяемся тетрадями и решите задачу, которую составил сосед.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на рефлексивном экране на доске.
- Ребята, выберите начало любой фразы, и дополните ее, что вы узнали.
- Сегодня я узнал…
Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе. Решить 3 любых задач задания 8 из сборника егэ из профильного уровня или 3 задач задания 13 из базового уровня.
Египетские пирамиды – древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Пирамида Хеопса – самая большая пирамида. Сейчас высота пирамиды составляет 137 м, основание 230 м * 230 м. Вычислите объем пирамиды. Округлите до десятых.
Выставление оценок
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу на уроке. Вам я желаю хорошо подготовиться и успешно сдать единый государственный экзамен.
- Урок окончен.