Разработка урока с презентацией «Олимпийский урок - «Признаки возрастания и убывания функции»», который был проведён для студентов 1 курса колледжа. Урок был проведён в рамках предметной недели математики в дни Сочинской Олимпиады, рассчитан на пару (1 час 20 минут).
Тема урока: «Признаки возрастания и убывания функции»
Цель урока: формирование умений и навыков по нахождению промежутков возрастания и убывания функции с помощью производной.
Задачи урока:
образовательные: сформулировать алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания функции с помощью производной и научить его применять;
развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание; способствовать развитию интереса к изучению предмета;
воспитательные: способствовать воспитанию ответственности, взаимопомощи, коллективизма,
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок-соревнование
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, опережающий
Средства обучения: интерактивная доска, карточки, презентации
Ход урока:
I. Орг. Момент.
Сегодня мы проведём не совсем обычный урок, а Олимпийский урок. Мы изучим новую тему «Признаки возрастания и убывания функции и приурочим её к очень масштабному событию, которое проходит в эти дни в городе Сочи.
- Какое мероприятие проходит в данное время в Сочи? (ответы учащихся)
- А что вы знаете о зимней олимпиаде в Сочи? (ответы учащихся)
- Сегодня на уроке вы сможете узнать ещё больше об Олимпиаде 2014.
- Наш Олимпийском урок пройдет в форме соревнования, на котором будут состязаться 4 команды.
Сформированы четыре команды. Учащиеся придумывают названия команд. В каждой команде выбирается лидер. Команда должна соблюдать правила:
В качестве судей выбираются 2 преподавателя, которые наблюдают за ходом соревнований и оценивают работу команд. Результаты заносят в оценочный лист.
II. Ознакомление с олимпийской тематикой «Страницы Олимпиады в Сочи»
Демонстрация слайдов.
«Страницы Олимпиады Сочи-2014»»: Слоган, талисманы, эстафета олимпийского огня, зимние виды спорта, спортивные объекты, информация о казахстанских спортсменах, участвующих в соревнованиях.
III. Актуализация знаний
- До того, как попасть на Олимпиаду в Сочи каждый спортсмен прошёл жёсткий отбор. Этому предшествовали долгие и упорные тренировки. И мы с вами сейчас потренируемся, прежде чем изучить новую тему, повторим материал.
Олимпийская разминка.
Устный опрос
- Найдите область определения функции: а) у=2x-4, b) f(x)=3x2-7x+4,
Изображён график функции. Определите промежутки возрастания и убывания
- Найти производную функции
1) f(x)=x2, 2) f(x)=3x, 3) f(x)= 3sinx, 4) f(x)=5,
5) f(x)=x3-7, 6) f(x)=5x2-3x 7) f(x)= 8- cosx, 8) f(x)=2x3+ 3x2
9) f(x)=6√x, 10) f(x)=sin2x+1
- Решите неравенства: 1) 3x+2>0, 2) x2-3x+2<0, (двое учащихся решают у доски во время опроса, затем объясняют решение)
- Подведение итогов Олимпийской разминки. Судьи подсчитывают баллы.
III. Историческая справка (Сообщение учащегося «Из истории дифференциального исчисления»)
IV. Изучение нового материала
- Итак, запишем тему урока «Признаки возрастания и убывания функции». (презентация слайд №
Олимпийские старты. Каждая команда выполняет задание на подготовленных бланках.
Дана функция f(x)=x2 - 4x+6. Найти
1. Область определения функции.
2. Производную функции f /(x)
- Решить неравенства f /(x) > 0
3. Решить неравенство f /(x) < 0
4. Определить промежутки возрастания и убывания функции.
- Проблемная ситуация. Как определить промежутки возрастания и убывания функции.
Взаимопроверка.
Группы обмениваются бланками с решениями для взаимопроверки (по схеме 1-2-3-4-1). Общее обсуждение правильного решения
Выставление оценок группам.
Лидеры команд в оценочный лист выставляют оценку каждому участнику группы.
- Объяснение нового материала
Достаточный признак возрастания функции. Если f /(x) > 0 в каждой точке промежутка Х, то функция f(x)возрастает на промежутке Х.
Достаточный признак убывания функции. Если f /(x) < 0 в каждой точке промежутка Х, то функция f(x) убывает на промежутке Х.
- Возвращаемся к примеру и завершаем его решение.
- Как определить промежутки возрастания и убывания функции?
Учащиеся с помощью учителя формулируют алгоритм нахождения признаков возрастания и убывания функции.
Алгоритм записывают в тетрадях.
- Преподаватель объясняет примеры на доске.
Найти промежутки возрастания и убывания функции 1) f(x)=3x2-12x, 2) f(x)=1/3x3-4x+2
V. Минута отдыха (просмотр видеоролика-выступление казахстанского фигуриста, бронзового призёра Дениса Тена на олимпиаде в Сочи)
VI. Закрепление темы.
Олимпийская эстафета
Найдите промежутки возрастания и убывания функции
1) f(x) = 3- 0,5x,
2) f(x) = - x2+2x-3,
3) f(x) = 4x-5,
4) f(x) = 5x 2- 3x+1.
(-∞;1)-возрастает, (1;+∞)-убывает - И
(-∞;+∞)-возрастает - Ф
(-∞;0,3)-возрастает, (0,3;+∞)-убывает - Т
(-∞;+∞)-убывает - Ш
В результате правильных вычислений учащиеся должны назвать спортивное сооружение в Сочи, которое названо в честь горной вершины Кавказского хребта. Именно там была проведена церемония открытия Олимпиады.
Команда, которая первая правильно выполнит задание, получает максимальное количество баллов.
Решение записывают на доске.
Ответ: ФИШТ.
VII. Олимпийский поединок
Самостоятельная работа по вариантам.
Варианты по выбору
1 вариант (3 балла)
а) f(x)=2x+4, б) f(x)=3x+x2
2 вариант (4 балла)
а) f(x)=2x2-x, б) f(x)= 2x2-4x+5
3 вариант(5 баллов)
а) f(x) = x3/3-4x2+7x-8, б) f(x)= 3x3-x-2
Лидеры команд проверяют работы по готовым ответам с доски. Работы лидеров проверяет учитель.
VIII. Итог урока.
Лидеры выставляют оценки членам своим команд. За урок каждый получает 2 оценки: за работу в команде и индивидуальную оценку.
Судьи подсчитывают итоги соревнований, называют победителей. Награждение команд. Вручение медалей.
IX. Домашнее задание. § 19, стр 114-116, №216 стр.117
X. Рефлексия.
Оценочный лист команд