Урок литературы в 9 классе: анализ рассказа Александра Солженицына "Матрёнин двор"

Цель: познакомить учащихся с биографией Александра Исаевича Солженицына, историей создания рассказа "Матрёнин двор" и образом главной героини.

Задачи:

  • развивать умение анализировать художественный текст, находить нужную информацию, формулировать ответы на вопросы;
  • формировать навыки критического мышления, умение высказывать собственное мнение, работать с источниками информации;
  • воспитывать уважение к простому человеку, нравственные качества, умение ценить чистоту души и моральную силу личности.

Ход урока

Мотивация

Слово учителя под медленную композицию. (музыка: звук моря и чаек)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека…

Учитель: Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках? (Ответы учащихся)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Человек с большой буквы?

- Как он должен жить?
- Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

Сообщение темы и цели урока

Работа с эпиграфом (записать на доске). Записать в тетрадь.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
(Н. Рубцов)

- Ребята, давайте сформулируем цель урока. Что нам предстоит сегодня узнать, с чем познакомиться?
- Какие задачи предстоит выполнить?
- Где это может вам пригодиться в жизни?

Работа с источниками информации

1. Биография. РЭШ. Задания.
- Закончи фразу: "Из презентации я узнал, что…"

История создания рассказа

- Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны.

Главная героиня рассказа А. Солженицына "Матренин двор"Главная героиня рассказа А. Солженицына "Матренин двор"

- В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.
- Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале "Новый мир" в начале 1963 года.

Работа с пословицей "Встречают по одёжке, провожают по уму"

- Эта пословица означает, что первое впечатление о человеке у нас создаётся по его внешности, одежде, голосу, манере поведения, которая сразу бросается в глаза.
- И только пообщавшись с ним какое-то время, мы можем изменить своё отношение к нему в зависимости от его внутреннего содержания: не только ума, но и душевных качеств.
- Эта пословица на самом деле актуальна всегда, во все времена и для всех людей.

Работа с текстом

Стр. 251-253.

Задания по группам

  1. Изба.
  2. Матрёна
  3. Остальные жители.

- Поделитесь первыми впечатлениями о Матрёне. Каков по-вашему её характер?

Задание на следующий урок

Автор назвал своё произведение "Не стоит село без праведника". Это старая русская пословица, которая отражает действительность, существование святых в нашем христианском мире.
- И сегодня мы, подтверждая мудрость пословицы, празднуем Собор московских святых.

- Празднование было благословлено в 1997 году Матерью-Церковью: патриархом Алексием II и Священным Синодом.
- При этом с конца XVI века было установлено празднование Собора московских святителей.
- Как вы думаете? Что нам предстоит узнать на следующем уроке?

Домашнее задание

Найти и записать в тетрадь значение слова "праведник". Дочитать первую главу. Можно ли назвать Матрёну праведницей? Аргументировать.

Рефлексия

- Какую цель ставили? Достигли?
- Я (не)умею, потому что…

Размер:
22.36 Kb
Скачали:
10