Задачи урока:
Оборудование: презентация, текст рома, конспект, портрет автора, иллюстрации.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
В качестве мотивационного приема предлагаю демонстрацию рисунка-символа Инь-Янь.
- Знаком ли вам этот символ?
- Предполагает ли подобное мировоззрение борьбу темного и светлого начал? (взаимодействие)
- Сегодняшний урок я начну со следующих строк...
Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: "Кто прав, кто виноват?"
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь… (пауза) Добро и зло.
- Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Определите, пожалуйста, тему. (Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита")
Прием "Мозговой штурм"
На доске выписаны слова "Добро" и "Зло", к ним называются ассоциации: милосердие, помощь, сострадание, дружба, любовь и ложь, ненависть, жадность, предательство.
- Здесь крайне важно обратить внимание на то, что вы имели в виду прежде всего человеческие качества, снова возвращаемся к символу китайской философии и обсудим принципиальное различие:
- Давайте обратимся к эпиграфу, который вы видите на доске.
- Поговорим о книгах и картинах, в которых получили свое развитие образы дьявола, Христа, Понтия Пилата. (Выставка книг и презентация о картинах)
- А теперь вспомним немного историю романа.
- Почему данный роман называют "закатным романом"? (Ответы учащихся)
- На какие три сюжетные линии можно разделить роман?
- В каких временных пластах происходит действие романа?
- Почему данное произведение имеет композицию "роман в романе"?
- Кто и при каких обстоятельствах произносил данные слова?
- Роман сложен и многопланов, богат героями, мыслями, формами. Здесь переплетаются античная эпоха, фантастика, современность. Мы выделим при анализе романа три линии:
Фронтальный опрос
- К каким вечным темам обращается в своем романе Михаила Булгаков?
Эвристическая беседа "Воланд и его свита"
- Каков Воланд у Булгакова? Что мы прочитали о Воланде на его лице? прочитать
- Почему Воланд появляется на балу в длинной, грязной, заплатанной на левом плече рубашке?
- Кто наказан им до крови?
- Как он относится к людям во время представления в Варьете? Злораден ли он по отношению к ним? (видео люди как люди)
Ответ на проблемный вопрос: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно?
- Добро или зло несет он?
- Кого искушает Воланд?
- Кого погубил Воланд? Кого наказал? Кому помог? Иешуа и Понтий Пилат.
- Почему Пилат, разговаривая с Иешуа, угадал, что Иуда зажег светильник?
- Почему Иуда предал?
- Прочитать, как изображен портрет Иешуа.
- Перед вами бог или человек? Каков он? Во имя чего живет?
- Почему, не желая гибели бродячего философа и не веря в его виновность, Понтий Пилат все-таки подписывает смертный приговор?
- Согласны ли вы с мыслью М. Булгакова, что трусость - самый страшный порок?
- Почему Пилата пугает бессмертие?
- Какой сон снится Пилату в течение двух тысяч лет? Зачитать
- Тема совести - одна из важнейших тем в романе. Совесть мучит Фриду...
Пересказ истории Фриды
- Совесть приводит к потребности покаяния. В христианской традиции тема греха, совести и покаяния связана с притчами, которые рассказывает Христос.
- Можно все потерять, но, вновь обретя потерянное, радуешься вдвойне. Фрида выстрадала свое прощение, но получила его еще и потому, что за нее попросила Маргарита. Совесть будит в человеке милосердие, сострадание, любовь к ближнему.
Мастер и Маргарита
- Каков он, главный герой романа? Почему у Мастера нет имени и фамилии?
- Как в жизнь Мастера приходит любовь? Что его поразило в глазах Маргариты?
- Почему в романе нет ее портрета?
- Почему у Булгакова Мастер не достоин света, а только покоя?
- Каким показывает покой Булгаков?
- В романе победила справедливость, но победила не на земле, а на небе. Какая мысль в этом заключена?
- Первоначально, по Библии, люди знали только добро, но Бог избегал духовного насилия над человеком, поэтому нам дана свобода выбора. Чтобы его сделать, надо сравнить свет и тьму.
Физминутка
- Воланд и его свита - воплощение торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но все это не делает людей добрыми: Симпатии писателя не на стороне Воланда.
- Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными.
- Назовите в романе моменты, проявления добра и зла: Почему в романе добро и зло уравновешены? (видео Добро и зло)
Дискуссия
- Согласны ли вы с тем, что добро и зло не противостоят друг другу, а дополняют друг друга?
- Мне бы хотелось, чтобы добрых поступков было больше.
- Что торжествует в современном мире: добро или зло?
- Самое большое зло в современном мире?
- Да, пока нам совестно за происходящее, у человечества есть шанс спастись. Каждый день, как мы убедились, совершаются дурные поступки, но и добрым делам есть место в нашей жизни:
- Ежедневно каждый из нас совершает "нечто" со знаком минус и "нечто" со знаком плюс. Мне кажется, главное заключается в том, чтобы зло не перевесило.
- Связь темы и эпиграфа держится на том, что классические произведения помогают каждому из нас понять свои поступки и совершить свой выбор между добром и злом. И, может быть, не согласиться с М. Булгаковым, что добру нечего делать без зла.
- Современное прочтение классики, на мой взгляд, заключается в том, чтобы из вечных проблем выбрать наиболее актуальные для настоящего времени.
- О каких проблемах сегодня на уроке шла речь?