Конспект урока литературы 11 класс "Добро и зло в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Задачи урока:

  • определить функция Князя Тьмы в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", понять, за что наказывает людей Воланд;
  • развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения;
  • воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.

Оборудование: презентация, текст рома, конспект, портрет автора, иллюстрации.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Сообщение целей и определение темы занятия

В качестве мотивационного приема предлагаю демонстрацию рисунка-символа Инь-Янь.
- Знаком ли вам этот символ?
- Предполагает ли подобное мировоззрение борьбу темного и светлого начал? (взаимодействие)

- Сегодняшний урок я начну со следующих строк...

Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: "Кто прав, кто виноват?"

Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь… (пауза) Добро и зло.

- Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Определите, пожалуйста, тему. (Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита")

Прием "Мозговой штурм"

На доске выписаны слова "Добро" и "Зло", к ним называются ассоциации: милосердие, помощь, сострадание, дружба, любовь и ложь, ненависть, жадность, предательство.

- Здесь крайне важно обратить внимание на то, что вы имели в виду прежде всего человеческие качества, снова возвращаемся к символу китайской философии и обсудим принципиальное различие:

  • символ воплощает взаимодействие добра и зла абстрактно, в целом для всего мироздания;
  • для нас и для автора "Мастера и Маргариты" добро и зло - это в первую очередь то, что присуще миру людей.

- Давайте обратимся к эпиграфу, который вы видите на доске.

Актуализация опорных знаний обучающихся

- Поговорим о книгах и картинах, в которых получили свое развитие образы дьявола, Христа, Понтия Пилата. (Выставка книг и презентация о картинах)
- А теперь вспомним немного историю романа.
- Почему данный роман называют "закатным романом"? (Ответы учащихся)

- На какие три сюжетные линии можно разделить роман?
- В каких временных пластах происходит действие романа?

- Почему данное произведение имеет композицию "роман в романе"?
- Кто и при каких обстоятельствах произносил данные слова?

  1. "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" (Воланд)
  2. "Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу" (Азазелло)
  3. "И интереснее всего в этом вранье то, что оно - вранье от первого до последнего слова" (Воланд)
  4. "… вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен …" (Мастер)
  5. "… Правду говорить легко и приятно …" (Иешуа)
  6. "…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков <…> Осмелюсь вам возразить: это самый страшный порок…" (Понтий Пилат)

Изучение нового материала

- Роман сложен и многопланов, богат героями, мыслями, формами. Здесь переплетаются античная эпоха, фантастика, современность. Мы выделим при анализе романа три линии:

  1. Воланд и его свита.
  2. Иешуа и Понтий Пилат.
  3. Мастер и Маргарита.

Фронтальный опрос

- К каким вечным темам обращается в своем романе Михаила Булгаков?

  • любовь (Мастер и Маргарита);
  • добро и зло (Воланд и Иешуа);
  • жизнь и смерть (Иешуа, Берлиоз);
  • нравственный выбор (Маргарита);
  • преступление и наказание (Фрида, Пилат).

Эвристическая беседа "Воланд и его свита"

- Каков Воланд у Булгакова? Что мы прочитали о Воланде на его лице? прочитать
- Почему Воланд появляется на балу в длинной, грязной, заплатанной на левом плече рубашке?

- Кто наказан им до крови?
- Как он относится к людям во время представления в Варьете? Злораден ли он по отношению к ним? (видео люди как люди)

Ответ на проблемный вопрос: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно?

- Добро или зло несет он?
- Кого искушает Воланд?
- Кого погубил Воланд? Кого наказал? Кому помог? Иешуа и Понтий Пилат.

- Почему Пилат, разговаривая с Иешуа, угадал, что Иуда зажег светильник?
- Почему Иуда предал?
- Прочитать, как изображен портрет Иешуа.

- Перед вами бог или человек? Каков он? Во имя чего живет?
- Почему, не желая гибели бродячего философа и не веря в его виновность, Понтий Пилат все-таки подписывает смертный приговор?
- Согласны ли вы с мыслью М. Булгакова, что трусость - самый страшный порок?

- Почему Пилата пугает бессмертие?
- Какой сон снится Пилату в течение двух тысяч лет? Зачитать
- Тема совести - одна из важнейших тем в романе. Совесть мучит Фриду...

Пересказ истории Фриды
- Совесть приводит к потребности покаяния. В христианской традиции тема греха, совести и покаяния связана с притчами, которые рассказывает Христос.
- Можно все потерять, но, вновь обретя потерянное, радуешься вдвойне. Фрида выстрадала свое прощение, но получила его еще и потому, что за нее попросила Маргарита. Совесть будит в человеке милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Мастер и Маргарита

- Каков он, главный герой романа? Почему у Мастера нет имени и фамилии?
- Как в жизнь Мастера приходит любовь? Что его поразило в глазах Маргариты?
- Почему в романе нет ее портрета?

- Почему у Булгакова Мастер не достоин света, а только покоя?
- Каким показывает покой Булгаков?
- В романе победила справедливость, но победила не на земле, а на небе. Какая мысль в этом заключена?

- Первоначально, по Библии, люди знали только добро, но Бог избегал духовного насилия над человеком, поэтому нам дана свобода выбора. Чтобы его сделать, надо сравнить свет и тьму.

Физминутка

- Воланд и его свита - воплощение торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но все это не делает людей добрыми: Симпатии писателя не на стороне Воланда.
- Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными.
- Назовите в романе моменты, проявления добра и зла: Почему в романе добро и зло уравновешены? (видео Добро и зло)

Дискуссия

- Согласны ли вы с тем, что добро и зло не противостоят друг другу, а дополняют друг друга?
- Мне бы хотелось, чтобы добрых поступков было больше.
- Что торжествует в современном мире: добро или зло?

- Самое большое зло в современном мире?
- Да, пока нам совестно за происходящее, у человечества есть шанс спастись. Каждый день, как мы убедились, совершаются дурные поступки, но и добрым делам есть место в нашей жизни:

- Ежедневно каждый из нас совершает "нечто" со знаком минус и "нечто" со знаком плюс. Мне кажется, главное заключается в том, чтобы зло не перевесило.

- Связь темы и эпиграфа держится на том, что классические произведения помогают каждому из нас понять свои поступки и совершить свой выбор между добром и злом. И, может быть, не согласиться с М. Булгаковым, что добру нечего делать без зла.

- Современное прочтение классики, на мой взгляд, заключается в том, чтобы из вечных проблем выбрать наиболее актуальные для настоящего времени.

Рефлексия

- О каких проблемах сегодня на уроке шла речь?

Размер:
21.82 Kb
Скачали:
15