Открытый урок по русскому языку и литературе в 11 классе "Давайте поднимемся по лучу!"

Диалог с текстом как одна из форм подготовки обучающихся к написанию творческой работы в публицистическом стиле.

Цели:

  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся (устной и письменной речи), их творческих способностей;
  • формирование диалогического сознания и мышления.

Задачи:

  • актуализировать знания о публицистическом стиле и типах речи, учить применять эти знания в новой ситуации в зависимости от коммуникативного замысла;
  • учить формулировать главную мысль письменного высказывания;
  • формировать информационную компетенцию при работе с текстом;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать толерантность и уважение к образу мышления другого человека; 7)создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Предварительная работа (домашнее задание): повторить все о публицистическом стиле (его особенности, жанры).

Работа по группам:

  • 1 группа: прочитать стихотворения из циклов "Киммерийская весна" и "Киммерийские сумерки" М.Волошина , вести записи своих впечатлений и изобразительно-выразительных средств.
  • 2 группа: прочитать произведения из глав "Неотпитая чаша", "Подвиг" и "Жемчуг исканий" Н.К. Рериха, вести записи своих впечатлений и изобразительно-выразительных средств.

Индивидуальные задания получают "биографы", "искусствоведы" и "литературоведы" обеих групп.

Содержание урока

Вводный этап

Слово учителя

Звучит стихотворение Геннадия Шпаликова.

Бывают крылья у сапожников,
Пожарных, железнодорожников…
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.

А прорастают они так:
Из никуда и ниоткуда.
Никто не знает объясненья чуда,
И я на это не мастак.

Организация деятельности класса

- Понравилось ли вам стихотворение? О чем оно, на ваш взгляд? (обсуждения в группах 2-3 минуты)

Работа в группах

- Сформулируйте 5 вопросов к прослушанному стихотворению, которые начинались бы со слов "Почему" и "Если я правильно понял, то …"

Можно организовать работу как фронтально, так и в группах. Например, обучающиеся 1 группы задают вопросы, 2 группы - отвечают, 3 группы – оценивают качество вопросов и ответов, выделяют наиболее интересные.

Например, "Если я правильно понял, то не у каждого сапожника, пожарника, железнодорожника вырастают крылья?", "Почему не у каждого пожарника, железнодорожника, сапожника вырастают крылья", "Если я правильно понял, выросшие крылья – это и есть чудо? Что такое чудо?" и другие.

- Какой прием, на ваш взгляд, в основе стихотворения? (Антитеза)
- Сгруппируйте лексику стихотворения, обоснуйте ваш принцип классификации. Установите смысловые отношения между лексическими группами.

- Обратимся к лексической группе "профессиональная принадлежность лица". Как вы думаете, кем из них является лирический герой стихотворения? Объясните свою позицию. (Не зависит от профессии способность к творческому полету, к искусству. Это чудо, вдохновение от Бога! Возможные литературные реминисценции: "Пророк" , "Поэт" (1828) А.С. Пушкина)

- Есть слово, характеризующее лирического героя – "мастак". Дайте характеристику данному слову. Как оно стилистически "вписывается" в ткань стихотворения? (Маркированное слово мастак (разговорное) – искусный и опытный в каком-нибудь деле человек)

- Это слово завершает стихотворение; никто не может сказать, откуда и когда приходит вдохновение, рождается способность к творчеству.
- Какое слово составляет логический центр данного стихотворения? (Чудо. Слово определяет эмоциональное состояние)
- Составьте, пожалуйста, ассоциативный ряд к данному слову (магия, удивление, волшебство, открытие. (инсайт)

- Чудо, когда у нас прорастают крылья! Какой метафорический смысл скрыт в этом выражении? (Рождение произведения, процесс творчества. Каждый из нас способен к творчеству, способен творить)

Рефлексия

- Каждый из нас талантлив и способен видеть, наблюдать, чувствовать, чтобы пережить ЧУДО. "Творчество – это потрясающий способ существования – страстный, глубокий, только любовь может сравниться с творчеством, но одно не исключает другого!" - так пишет в своей книге "Учись видеть" Марина Москвина.

- Итак, тема нашего урока "Давайте поднимемся по лучу!

Диалог с текстом как одна из форм подготовки к написанию творческой работы в публицистическом стиле. В основе названия темы метафора. Попробуем раскрыть ее смысл. В ходе работы учитель может оформить графически на доске этапы "творческого взлета" - подъема: проблема - работа с образцом - диалог с текстом и живописными работами – создание собственной творческой работы.

Далее обучающиеся самостоятельно формулируют цели уроков.
- Сочинение, которое вы будете писать, - это тоже творчество.

Основной этап

- Прежде чем приступить к творческой работе, вспомним и обобщим наши знания о жанрах публицистического стиля.
- Графический диктант: установите соответствия между термином и его определением.
- С какой целью мы будем это делать? (ответы учащихся)
Практическая работа с текстом

- "Испанского поэта Гарсиа Лорку спросили:
- Зачем вы пишете?
- Чтобы меня любили, - ответил Гарсия Лорка".
- Однажды такой вопрос я задала самой себе. И вот что у меня получилось.

Работа с текстом "Почему я пишу…"

Презентация, художественное чтение.
-Поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением.

Организация деятельности класса

Работа в группах

- Определите, пожалуйста, жанр текста. Обоснуйте свою позицию, раскройте особенности данного жанра. (Работа с таблицей и опорным конспектом)
- С какой целью мы определяли жанр текста? (1 гр.)

- На какие смысловые части поделен текст? Проанализируйте его композицию. Какова роль эпиграфов? (2 гр.)
- С какой целью мы проанализировали композицию текста?

- Выделить изобразительно-выразительные средства и объясните их функцию. (заполнение таблицы, 3 гр.)
- С какой целью мы находили изобразительно-выразительные средства?

Спикеры групп представляют результаты работы. Обсуждение результатов.

- Что вы возьмете для себя? Какие выводы мы можем сделать? (Уметь видеть, наблюдать, чувствовать; найти форму (жанр), который позволит наиболее полно выразить свои мысли и чувства)

- Вы поняли, что в основе очерка триада – Слово, Музыка и Живописный Образ, позволившая мне открыть мир во всем его многообразии.
- Пройдем "по лучу" дальше. Во все времена рождались люди, наделенные Даром "говорить" и Словом, и кистью: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, М.Ю. Лермонтов, Максимилиан Волошин, Н. К. Рерих.

- Очень важно научиться "видеть" и понимать, как преломляются и взаимодействуют в их творчестве литературное Слово и Живописный Образ, как открывается человек в произведениях, "написанных сердцем". Давайте познакомимся с М. Волошиным и Н.К. Рерихом.

Работа с презентациями

Каждую презентацию представляют "биографы".

- М. Волошин - поэт, философ, художник и путешественник, ходивший с караванами по пустыне, переводчик, литературный и художественный критик (автор более 250 статей), мемуарист, ученый, знаток религий (в частности, буддизма), краевед, историк.

Презентация "Максимилиан Волошин"

- Н.К. Рерих – художник, поэт, ученый, автор книг по археологии, искусству, культуре, исследователь фольклора, общественный деятель, разработчик оригинальной концепции понятия сказки.

Презентация "Николай Константинович Рерих"

Исследовательская работа в группах

Цель работы – создать творческие работы о М. Волошине и Н.К. Рерихе в одном из жанров публицистического стиля. Группы самостоятельно выбирают стратегию "диалога" с произведениями М.Волошина и Н.К. Рериха.

Материалы для групп:

  1. М. Волошин. Циклы стихотворений "Киммерийская весна" и "Киммерийские сумерки", акварели художника. Карты для работы с изобразительно-выразительными средствами.
  2. Н.К. Рерих. Стихотворение "Жемчуг" (1920) и картина "Жемчуг исканий", "Крылья победы" и картина "Звезда героя", картины "гималайского цикла", сказы и живописные полотна, связанные с героическими картинами русской истории.

Карты для работы с изобразительно-выразительными средствами.
Основные направления "диалога" с произведениями Н.К. Рериха и М. Волошина:

1. М. Волошин.

- Можно ли считать акварели Волошина иллюстрациями к стихотворениям? (Импрессионизм в живописи и в поэзии)
- Какую роль в изображении Киммерии играет цвет?

- Найдите олицетворения. Как они помогают понять философский "нерв" циклов?
- Творческий метод и искусствоведческие реминисценции. (импрессионизм, китайские миниатюры, русская иконопись)

2. Н.К. Рерих.

- Можно ли считать полотна Рериха иллюстрациями к его литературным произведениям?
- Какую роль в картинах Н.К. Рериха играет цвет?

- Проанализируйте проблематику произведений Рериха. Лексическое выражение эмотивных смыслов "вдохновение", "доброта", "дружба" в произведениях Н.К. Рериха.
- Проблема творческого метода и искусствоведческие реминисценции (русская иконопись).

Кроме "биографов", в группе есть "искусствоведы" и "литературоведы". Эти учащиеся консультируют, дают справку, оценивают точность и правильность выводов.
- Я приглашаю вас развернуть крылья: наблюдайте за словом, встречайтесь с прекрасным, слушайте музыку и свое сердце! Творите!

Рефлексия

Написать творческую работу в одном из жанров публицистического стиля.

Размер:
20.21 Kb
Скачали:
16