Конспект урока литературы 11 класс "Творчество С.А. Есенина. Поэтический пейзаж"

Тема: Поэтический пейзаж в творчестве С.А. Есенина.

Цель урока: познакомить учащихся с личностью Сергея Есенина, проанализировать пейзажную лирику поэта.

Задачи:

  • формировать знания о литературоведческих понятиях: подтекст, эпитет, сравнение и т.д. с помощью активного использования их на уроке в ходе анализа поэтического текста;
  • формировать представление о поэтическом пейзаже как поджанре пейзажа через анализ поэтических текстов;
  • совершенствовать умения проводить текстуальный анализ эпизода прозаического текста, выделять основную мысль художественного текста, определять позицию автора.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, они вам сегодня понадобятся.

Знакомство с личностью писателя, анализ стихотворения

- Знаете, о поэте ничто не скажет красноречивее, чем пронесенное сквозь года поэтическое слово.
- Обратите внимание на слайд. Может, кто-нибудь узнает, чьи это слова? (ответы учащихся)

- Именно! Это сказано об одном из самых трагичных моментов в литературе Серебряного века: уходе поэта из жизни.
- Смотрим дальше. Может, кто-нибудь из вас узнает эту зарубежную группу?
- Да, это они. А знали ли вы, что они написали песню на стихи Сергея Есенина?

- В одном из ранних альбомов они перевели текст последнего стихотворения поэта, наложили музыку – и вышла композиция "It Was Written In Blood".
- Вот текст первого куплета. Кто-нибудь сможет это прочитать и бегло перевести?

- Может быть, вы, ребята, знаете, кто из современных артистов исполнял песни на стихи Есенина или делал отсылки в своем творчестве?
На случай молчания: Я знаю песню группы The Retuses – Заметался пожар голубой. Из давнего – группа Монгол Шуудан – Москва.
- Ладно, теперь дадим самим стихам высказаться за своего автора:

Я веселый, озорной гуляка!
По всему тверскому околотку
Каждая бездомная собака
Знает мою легкую походку.

- Так писал о своем лирическом герое Сергей Есенин, и действительно: жизнь он прожил пусть и короткую, но бурную и насыщенную, пагубность которой он осознавал и даже осуждал.

- Родился Сергей Александрович в 1895 году в селе Константиново рязанской области. Совсем скоро у поэта день рождения: 3 октября. Сама фамилия его будто бы и отразила звукописью месяц, в котором он родился: "Есенин" созвучно с "осенью".

Сергей ЕсенинСергей Есенин

- И не просто созвучно, а этимологически связано: наша осень произошла от праславянского "есень", то есть жатва. Можете записать в тетрадь эту параллель: Есенин = осенний. Потом увидите, что это вам очень пригодится.

- На слайде вы видите его совсем молодым. Это 1918 год, поэту тут 23 года, почти столько же, сколько и мне. Он еще юн и полон надежд. В 18 лет он пишет стихотворение, которому суждено было стать его первым опубликованным произведением. Речь о стихотворении "Береза". Послушайте мое чтение этого стихотворения и попытайтесь уловить настроение текста:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Во многом это ученическое, простенькое стихотворение, подражание классикам: Фету, Тютчеву и Пушкину.
- Однако уже тут виден талант будущего большого поэта: заметьте плавность стиха, зримость образов и точность формулировок.

- Поработаем с этим текстом. Но для работы нам необходимо записать два определения: подтекст и поэтический пейзаж. Понятие подтекста, думаю, вам известно.
- Вы же прекрасно понимаете, что пейзажная лирика не существует в вакууме.

- Она описывает не только природу, но и душевное состояние человека, иногда – даже эпоху и страхи автора за будущее. Все это мы коротко можем охарактеризовать понятием подтекст. Перепишите со слайда.

Пейзажная лирика – это родовая разновидность, а поэтический пейзаж – это поджанр пейзажа

- Подтекст может быть явным, очевидным, а может быть и скрытым, неочевидным для осознания. Понятие это начало сформировываться на рубеже 19-20 веков, как раз тогда, когда жил наш автор.

- Теперь второе определение – поэтический пейзаж. Он схож во многом с пейзажной лирикой, однако есть существенное отличие. Обратимся к слайду.

- Запишите себе оба определения. Вы понимаете, в чем разница?
- Хорошо, что вы это понимаете. Теперь мы можем вернуться к нашему стихотворению.
- Итак, как вы поняли, поэтический пейзаж отображает не только природу вокруг, но и – как минимум – авторское отношение к нему.
- Из этого и складывается подтекст произведения. Попробуем определить, каков подтекст стихотворения "Береза".

- Какое настроение передает Есенин в этом стихотворении?
- Хорошо, восторг. Запишем. Сделайте подзаголовок: пейзаж в "Березе" Есенина. Первый пункт – настроение. Подпункт – восторг, радость. Определим, с помощью каких средств автор передает эту эмоцию. С самой первой строфы.

- Выписываем в тетрадь средства поэтической выразительности, выражающие, на ваш взгляд, восторг человека от созерцания природы. Что мы видим еще? Только ли про березу пишет автор?
- Верно, это стихотворение про любовь к родной природе. А как называется прием, когда упоминается частное, но имеется в виду общее?

- Тоже верно. Запишите следующим подпунктом: любовь к природе выражается через любовь к березе. (прием синекдохи)
- Как мы уже сказали, это раннее произведение С.А. Есенина. Оно просто для понимания, его проходят даже в начальной школе. Видите здесь отражение поэтической судьбы поэта? Исторические параллели?

- Вы правы. Какой по этому поводу мы можем сделать вывод? Что отражает это стихотворение?
- Абсолютно верно! Запишите ниже анализа вывод: функция поэтического пейзажа в этом стихотворении – передача чувства. Подтекст лежит на поверхности.

Подготовка к анализу литературного текста

- В Рязани Есенин прожил до своего совершеннолетия, после чего переехал в Москву, а затем – в Петроград. Как сейчас называется этот город?
- Именно. Сейчас я попрошу вас кратко записывать самое главное, на ваш взгляд, в жизни автора. Тезисно, сокращенно. Продолжаю: впоследствии Есенин часто метался между Москвой и Петроградом.

- Но первоначально он приехал столицу поэтической жизни России, чтобы встретиться с Александром Блоком и показать свои стихи. Блок встретил юношу тепло и направил к новокрестьянскому поэту Николаю Клюеву – из-за сходства поэтики.

- На слайде как раз они – Есенин и Клюев. Некоторое время Есенина работал в русле новокрестьянской поэзии. К ним условно относили всех поэтов Серебряного века, вышедших из деревни. Основная черта – воспевание родного края и поэтизация крестьянского быта, в чем Есенин был талантлив.

- Есенин в то время отправился на фронт – санитаром. Но это не сыграло большой роли в его биографии, если не считать большевистских листовок, которые попадались солдатам, в том числе и Есенину. Большевики обещали земли крестьянам, что особо радовало душу крестьянина Есенина. Поэтому и революцию 1917 года он встретил одобрительно.

- Примерно в то же время Сергей Есенин знакомится с Анатолием Мариенгофов, идеологом направления имажинизм. Есенин на время примыкает к имажинистам, и из-под его пера выходят следующие поэтические книги: "Трерядница", "Исповедь хулигана" (оба — 1921), "Стихи скандалиста" (1923), "Москва кабацкая" (1924). Имажинизм вы мельком проходили. Может, назовете его особенность?

- Все верно. Но, как и любой крупный поэт, Есенин был вне рамок течения, не мог держаться только в них, а потому никогда не был подлинным имажинистом.
Революция политическая для Есенина означала и революцию творческую.

- С 1917 по 1920 годы он активно экспериментирует, ищет свой поэтический язык, и к 1921 году мы имеем сформировавшегося самобытного поэта. Он много думает о жизни, размышляет о прожитом; многие считают – предчувствует свой ранний уход. Это время сомнений не только в себе, но и в мире вокруг, в Советской власти.

В 1921 году Сергей Есенин пишет одно из лучших своих стихотворений: "Не жалею, не зову, не плачу…"

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

- Запишите себе подзаголовок: анализ стихотворения "Не жалею, не зову, не плачу". Что вы уже успели заметить? Оно сложнее по смыслу и переданным эмоциям, чем предыдущее?
- Как вы думаете, каков подтекст в этом стихотворении? Начнем с верхушки айсберга: с настроения, которое текст передает. Так и запишите первым пунктом: настроение.

- Верно, записываем эти описания настроения. Какими средствами они выражены? Поищем их в первой строфе.
- Хорошо, упадническое настроение мы нашли. Что еще здесь есть? Нечто гораздо более сложное, чем обычное чувство. Что еще, кроме настроения, передается через пейзаж?
- Правильно! Записываем второй пункт: размышление героя о судьбе. О чем именно он думает? Приведите примеры из текста.

- Это верные наблюдения. Как мы их можем обобщить?
- Запишем это. Теперь вопрос на творческое восприятие текста, на восприимчивость и понимание. Посмотрите на последние строчки четвертой строфы. Почему конь розовый? Бывают ли розовые кони в природе? Кто даст правильный ответ и объяснит, как он это понял, получит пятерку.

- Верно, Умный Ученик! Ставлю тебе пятерку! Мы опустились довольно глубоко в поиске скрытого смысла произведения. И белый конь, ставший розовым, почти красным, нам поможет опуститься еще глубже. Что вам напоминает противопоставление красного и белого?

- Все верно. Получается, у нас в стихотворении появился и третий слой: историческая параллель. Запишите себе. В чем эта параллель проявляется?
- Тогда так и запишем: порозовевший конь как символ смены внутреннего курса лирического героя.
- Теперь нужно сделать вывод. Усложнился ли поэтический пейзаж С.А. Есенина? В чем это проявляется?

Знакомство с биографией писателя

- Теперь мы поговорим о любви в жизни С. Есенина. Слушайте внимательно и записывайте важное! Дома вам это пригодится!

- Поэт влюблялся много и охотно, но настоящую любовь, пронесенную до самой смерти, нашел в 1917 году, однако в 1921 году они разошлись. Именно с этого года в жизни Есенина начинается смутное время: много влюбленностей, зарождается и развивается погубившее его пьянство. Он пишет стихи актрисе театра Августе Миклашевской.

- В 1922 году Есенин заключает брак с танцовщицей Айседорой Дункан, которая даже не знала русского языка! Есенин, в свою очередь, не знал английского, а потому общение у них происходило только через переводчика. Языковое недопонимание длилось до 1924 года. Они расстались и больше не виделись.

- Есенин не переставал искать любовь, а потому в 1925 году женился на внучке Льва Николаевича Толстого – Софье. Так что можно сказать, что величайший русский прозаик и большой русский поэт – в некотором смысле родственники.

- Но любви в их браке, как вы понимаете, не было, что и отражалось на поздней лирике Есенина. Знаменитое стихотворение "Ты меня не любишь, не жалеешь…" - одна из иллюстраций.

- Запутанность в любви и в выборе своего жизненного пути, а также алкоголизм привели поэта в гостиницу "Англетер", где он по официальной версии покончил жизнь самоубийством. Однако существуют доказательства, что ему помогли уйти. Верить в них или нет – решать вам. Скорбный факт в том, что с 1925 года с нами нет большого поэта, который при другом стечении обстоятельств смог бы прожить дольше и написать больше. 30 декабря 1925 года – день смерти Сергея Александровича Есенина.

Домашнее задание

- Ребята, весь урок мы знакомились с творчеством С.А. Есенина через его поэтические пейзажи, и это неслучайно: он мастер этого поджанра. Дома вам предстоит заняться тем же самым: проанализировать позднее стихотворение, датированное 30 ноября 1925 года – месяц до кончины поэта.

- Опираясь на сведения, полученные на уроке, проведите анализ стихотворения. В помощь вам – тетрадь с классной работой. На следующий урок, в понедельник, мы эту работу проверим, и я выставлю вам отметки.

Подведение итогов урока

- Спасибо за урок, ребята! Итоги по поэтическим пейзажам мы подведем, когда окончим эту тему – в конце следующей недели. Там мы обсудим, для чего нам необходим анализ этого поджанра.

Ряд вопросов, если останется время:

- К каким поэтическим течениям принадлежал С.А. Есенин?
- С каким поэтом познакомился Есенин после революции?
- Главная "сила" имажинистов?

- Что такое поэтический пейзаж?
- Какие функции поэтического пейзажа вы знаете?
- Родственник ли Льву Толстому Сергей Есенин?

- С вами было интересно поработать: вы хорошо себя сегодня проявили. Вы свободны!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!