Урок литературы в 11 классе "Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти в поэме А. Ахматовой "Реквием"

УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание, М.: Просвещение, 2007 г. Учебник: Журавлев В.П. Русская литература ХХ века. 11 класс.

Цель урока: показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве Ахматовой, на примере поэмы "Реквием".

Задачи:

  • Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа текста, использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа.
  • Давать объективное изложение текста, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения.
  • Давать историко-культурный комментарий к тексту произведения.
  • Развивать умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в учебном диалоге (опросе, беседе).
  • Формировать позицию гражданина, осознанно принимающего общечеловеческие гуманистические ценности.

Формирование понятий: поэма, лирический цикл, жанр, композиция.

Ход урока

Оргмомент

Проверка домашнего задания: наизусть отрывки из "Реквиема": "Это было, когда улыбался…", "Уводили тебя на рассвете…", "Семнадцать месяцев кричу…", "Приговор", "Распятие".

- Мы вспомнили строки поэмы Ахматовой, какими чувствами они наполнены? (грусть, отчаяние, тоска, т.п)
- Эти чувства соответствуют музыкальной теме, заявленной в названии – реквием.

- Напомните, что называется реквиемом?

Реквием (Requiem) – это "зayпoкoйнaя мecca", кaтoличecкoe бoгocлyжeниe пo yмepшим, a тaкжe тpaypнoe мyзыкaльнoe пpoизвeдeниe. Торжественное, скорбное, печальное произведение

- Так автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения. Поминовения кого? (репрессированных)

- Уточним значение слова "репрессированный".

Репрессированный – это человек, подвергшийся карательной мере со стороны государственных органов, неоправданно жестокому наказанию, несоизмеримому с поступком, а часто вообще без вины (тюрьма, ссылка, расстрел)

- Коснулись ли репрессии семьи А. Ахматовой? Какие события личной жизни отразились в поэме? (арест сына, мужа)

- Как определяет жанр своего произведения Ахматова и какова композиция "Реквиема"?

Анна Ахматова называет "Реквием" поэмой, хотя решила объединить стихотворения разных лет в одно произведение только в начале 60-х годов, когда появилась первая рукопись. В "Реквиеме" нет последовательного сюжета, есть события: арест, тюремная очередь, приговор, лагерь; описание событий сменяется лирическими отступлениями о переживаниях матери.

Построен "Реквием" как поэма: есть пролог, основная часть и эпилог. Всего 12 частей (10 глав и вступление с эпилогом). Поэма начинается с эпиграфа, далее следует предисловие в прозе и "Посвящение".

- О чем говорят даты написания "Вместо предисловия" и эпиграфа? (Тема не отпускала, мысленно к ней возвращалась, считала важной)
- В какие годы были написаны основные стихи, ставшие основой поэмы? (с 1935 по 1940)

- Когда были опубликованы? (Сначала был в Мюнхене в самиздате в 1963 г. В России "Реквием" был опубликован через 22 года после смерти Ахматовой, в 1988 г., причем сразу в двух изданиях: в журнале "Октябрь" и "Нева")
- Почему? (Больной вопрос - репрессии против своего народа, обвинительный акт)

Изучение нового материала

- Писатель и критик Ю. В. Карякин писал: "Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли".

А.И. Солженицын так сказал о поэме: "Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына".

- В чем обвиняет Солженицын Ахматову? (в сужении темы, в том, что умаляет масштаб трагедии народа)
- Чье мнение вам ближе?
- Предлагаю доказательно ответить на проблемный вопрос: Поэма "Реквием" – трагедия народа или трагедия матери и сына?

- Каким образом мы можем подтвердить свою позицию? (анализ художественных особенностей текста, знание истории его создания, особенностей его построения)
Цель деятельности:

  • учиться анализировать текст;
  • аргументированно отвечать на проблемные вопросы, раскрывая сложность художественного мира произведения;
  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения.

- Предлагаю пройти вслед за Ахматовой, проанализировать главы в соответствии со временем их написания:

Беседа по вопросам

Вступление

- Какой художественный образ создает Ахматова в этой главе?
- Каким рисует она Ленинград? Какие художественные средства для этого использует? Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы.

Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского.

Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осужденных, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и черные маруси. И от всего этого "корчилась безвинная Русь".

- Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе. Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего "Шла как на выносе"-это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча- все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.

- От чьего лица ведется повествование в поэме? (От лица " я", т.е. лица лирической героини)
- Эта глава написана в стиле, близком народному плачу.
- Почему Ахматова использует здесь образ "стрелецкой женки"?

"Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть" – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой, временем подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. (Картина "Утро стрелецкой казни" Василия Ивановича Сурикова, посвященная казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года)

- Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой?

Обращение к образу "стрелецкой женки" помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий.

Лирическая героиня как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.

- Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским "воем", начинается тема болезни матери.

2-4 главы

- Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства? ("Вышел месяц из тумана…")
- Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором.

- Какой цвет дан во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Анны Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности)
- Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз?

Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.

- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности)
- Л.Г. раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны.

"Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла." Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – л.г. не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове, на многоточии.

- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе)
- Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

- По контрасту память возвращает ее в свое беззаботное прошлое. Л.Г. пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую "веселую грешницу", в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается.

Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трехсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нем она найдет силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.

5 и 6 главы

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит)
- Что передают глаголы?

Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели.

Все перепуталось в ее сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на нее обрушивается очередной удар-приговор.

7-9 главы

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе?
- 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесен, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос Л.Г. срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове.

Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало л.г. жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчеркнуто спокойная манера рассуждения.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына)
- Первый – все забыть и жить дальше ("Надо память …") Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: "Надо снова научиться жить, а не то…". Многоточие – фигура умолчания.

- Как вы думаете, о чем умалчивает Л.Г.? (Она видит еще один выход – смерть)
- В каком виде л.г. готова принять смерть? (Отравленный снаряд, гирьку бандита. Тифозный чад и даже увидеть "верх шапки голубой" – самое страшное в то время)

- Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие. Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, "безумие крылом души накрыло половину", "манит в черную долину. Ахматова подчеркивает эту мысль, используя повтор: не будет ничего, что поддерживало рассудок и жизнь матери.

- Почему безумие страшнее смерти? И это страшнее, потому что, сойдя с ума, человек забывает о том, что ему дорого. "И не позволит ничего оно мне унести с собой… Ни сына страшные глаза… Ни часть тюремного свидания…". Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает Л.Г. поэмы.

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить)

10 глава "Распятие"

- Кульминация страданий матери в поэме. Именно в этой главе раскрывается вся боль матери, потерявшей сына.
- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике)
- А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда "безумие крылом души накрыло половину")

- Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе?
- В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.
- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса)

Конспект урока литературы для 11 класса по теме "Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти в поэме Анны Ахматовой "Реквием" публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже

Размер:
32.65 Kb
Скачали:
6