Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по картине В.А. Серова "Портрет Михаила Абрамовича Морозова"

Цели урока:

  • повторить, закрепить, систематизировать знания о структуре текста;
  • в рамках исходного материала уметь определять проблему, замысел и авторскую позицию, составлять комментарий;
  • выстраивать логически завершенное рассуждение;
  • соблюдать речевые и грамматические нормы русского языка.

Оборудование: интернет, проектор, интерактивная доска, планшеты, рабочие листы.

Рабочий лист: картина "Портрет Михаила Абрамовича Морозова" (Третьяковская галерея)

Картина "Портрет Михаила Абрамовича Морозова"Картина "Портрет Михаила Абрамовича Морозова"

Сочинение-рассуждение по картине

Вступление

(Автор, художественное направление в искусстве, место картины в творчестве художника, историческая основа полотна)

Портрет М.А. Морозова был написан и экспонирован на выставке "Мир искусства" в 1902 году. Многие с восхищением отзывались о работе художника, с удивлением рассматривали предмет изображения.

И не удивительно, потому что, поразив зрителей живописным темпераментом, портрет этот породил и недоуменный вопрос: тот ли это Михаил Абрамович Морозов, которого хорошо знали как видного собирателя новой французской живописи, образованного историка, автора многих монографий, приват-доцента Московского университета?

Внешнее сходство не вызывало сомнений. Недоумение вызвало другое: похож ли "Морозов" на Морозова внутренне, отвечает ли авторская характеристика сущности модели? Н.Я. Симонович-Ефимов говорил, что это "...блестящий и парадный большой портрет, в котором ясно, что тончайшее сукно на этом выхоленном дяде и под сукном чистейшее подкрахмаленное тончайшее полотно, а поза - огородное чучело…"

Проблема

Примерный круг проблем

  • Изображение характера М.А. Морозова посредством портретной живописи.
  • М.А. Морозов – незаурядная личность.
  • Похож ли "Морозов" на Морозова? (отношение Серова к купечеству)

Варианты рассуждения

Контраст в изображении внешнего и внутреннего составляющего Михаила Абрамовича Морозова еще раз подтверждает, что один из крупнейших просвещенных предпринимателей принадлежал к числу ярких, оригинальных фигур в московском обществе, что человек он противоречивый, а как личность незаурядный...

Комментарий

Вспомогательные вопросы

  • Каким видит художник своего героя?
  • Какие средства использует для создания образа? (композиционные приемы, колористические средства, манера письма)

Варианты комментария

Раскрывая суть проблемы, следует детально рассмотреть представленный образ.

Во-первых, художник изобразил героя во весь рост. Ноги широко расставлены. Фигура массивная, крупная, крепкая, устойчивая. Сюртук с трудом застегивается на объемном теле. Лицо крупное, круглое, розовощекое, пышущее здоровьем. Изображен хозяин, занимающий высокое положение в обществе.

Во-вторых, неслучайно по просьбе художника выбран цвет костюма, черный. Он сочетает в себе строгость, порядок, уверенность, величие и печаль, скорую трагедию. На этом и сделан акцент.

Но самое главное - глаза. Они сверкающие за стеклами пенсне. Это глаза с внутренней силой, яростной энергией, глаза сумасшедшего. Можно утверждать, что художник не пощадил своей модели.

Позиция автора

Постановка вопроса: Что хочет сказать автор?

Формулировка позиции автора

Позиция автора заключается в обнажении противоречий русского самородка, смягченного цивилизацией. Серов утверждает, что в обществе М.А. Морозов - джентльмен, а может быть и иным: властным, грубым...

Но в этом и есть сила купца-предпринимателя… Для русской культуры он сделал немало: это ему принадлежит блестящая коллекция русского и западного искусства, которую он завещал жене передать Третьяковской галерее…

Собственная позиция

Формулировка вопроса: Как я вижу героя, как понимаю авторский замысел?

Отношение к позиции автора, обоснование

Понимая исключительность и незаурядность представленного героя, безусловно, принимаешь позицию автора. Действительно, перед нами человек самодостаточный и в то же время необузданный в своих страстях, что и порождает внутреннюю энергию и силу, приводит к двойственности натуры…

Обоснование (примеры, факты)

Художественные произведения, кинофильмы, исторические документы и др.

В качестве подтверждения можно привести жизнь писателей Ф.М. Достоевского, М. Горького, судьбу мецената и промышленника С. Мамонтова, портрет которого тоже создал В.А. Серов.

Заключение (выводы по проблеме)

В одном человеке может уживаться и образованный ценитель искусства, и деспотичный, властный человек… Сила таланта Серова в том и заключается, что он сумел это не только увидеть, рассмотреть, но представить на полотне…

Морозову портрет понравился: он повесил его на почетное место и весело смеялся над своим изображением, но похож ли "Морозов" на Морозова, не направилась ли серовская критика не по адресу?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: сочинение, литература, 11 класс