Цели урока:
Оборудование: интернет, проектор, интерактивная доска, планшеты, рабочие листы.
Рабочий лист: картина "Портрет Михаила Абрамовича Морозова" (Третьяковская галерея)
(Автор, художественное направление в искусстве, место картины в творчестве художника, историческая основа полотна)
Портрет М.А. Морозова был написан и экспонирован на выставке "Мир искусства" в 1902 году. Многие с восхищением отзывались о работе художника, с удивлением рассматривали предмет изображения.
И не удивительно, потому что, поразив зрителей живописным темпераментом, портрет этот породил и недоуменный вопрос: тот ли это Михаил Абрамович Морозов, которого хорошо знали как видного собирателя новой французской живописи, образованного историка, автора многих монографий, приват-доцента Московского университета?
Внешнее сходство не вызывало сомнений. Недоумение вызвало другое: похож ли "Морозов" на Морозова внутренне, отвечает ли авторская характеристика сущности модели? Н.Я. Симонович-Ефимов говорил, что это "...блестящий и парадный большой портрет, в котором ясно, что тончайшее сукно на этом выхоленном дяде и под сукном чистейшее подкрахмаленное тончайшее полотно, а поза - огородное чучело…"
Примерный круг проблем
Варианты рассуждения
Контраст в изображении внешнего и внутреннего составляющего Михаила Абрамовича Морозова еще раз подтверждает, что один из крупнейших просвещенных предпринимателей принадлежал к числу ярких, оригинальных фигур в московском обществе, что человек он противоречивый, а как личность незаурядный...
Вспомогательные вопросы
Варианты комментария
Раскрывая суть проблемы, следует детально рассмотреть представленный образ.
Во-первых, художник изобразил героя во весь рост. Ноги широко расставлены. Фигура массивная, крупная, крепкая, устойчивая. Сюртук с трудом застегивается на объемном теле. Лицо крупное, круглое, розовощекое, пышущее здоровьем. Изображен хозяин, занимающий высокое положение в обществе.
Во-вторых, неслучайно по просьбе художника выбран цвет костюма, черный. Он сочетает в себе строгость, порядок, уверенность, величие и печаль, скорую трагедию. На этом и сделан акцент.
Но самое главное - глаза. Они сверкающие за стеклами пенсне. Это глаза с внутренней силой, яростной энергией, глаза сумасшедшего. Можно утверждать, что художник не пощадил своей модели.
Постановка вопроса: Что хочет сказать автор?
Формулировка позиции автора
Позиция автора заключается в обнажении противоречий русского самородка, смягченного цивилизацией. Серов утверждает, что в обществе М.А. Морозов - джентльмен, а может быть и иным: властным, грубым...
Но в этом и есть сила купца-предпринимателя… Для русской культуры он сделал немало: это ему принадлежит блестящая коллекция русского и западного искусства, которую он завещал жене передать Третьяковской галерее…
Формулировка вопроса: Как я вижу героя, как понимаю авторский замысел?
Отношение к позиции автора, обоснование
Понимая исключительность и незаурядность представленного героя, безусловно, принимаешь позицию автора. Действительно, перед нами человек самодостаточный и в то же время необузданный в своих страстях, что и порождает внутреннюю энергию и силу, приводит к двойственности натуры…
Художественные произведения, кинофильмы, исторические документы и др.
В качестве подтверждения можно привести жизнь писателей Ф.М. Достоевского, М. Горького, судьбу мецената и промышленника С. Мамонтова, портрет которого тоже создал В.А. Серов.
В одном человеке может уживаться и образованный ценитель искусства, и деспотичный, властный человек… Сила таланта Серова в том и заключается, что он сумел это не только увидеть, рассмотреть, но представить на полотне…
Морозову портрет понравился: он повесил его на почетное место и весело смеялся над своим изображением, но похож ли "Морозов" на Морозова, не направилась ли серовская критика не по адресу?