Цели урока:
Оборудование: роман-эпопея "Война и мир", альбом "Л.Н. Толстой", портреты Кутузова и Наполеона, таблица "Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона", иллюстрации ученицы к роману "Война и мир", книжная выставка.
Словарная работа (слова записаны на доске)
Фронтальная беседа
Известно, что одним из художественных приемов, широко используемых в искусстве, в том числе и в литературе, является прием противопоставления, определяемый литературоведческим понятием – антитеза.
Он широко используется в сюжете, при характеристике действующих лиц, в художественно-изобразительных средствах и т.д.
1. Давайте вспомним с вами произведения, изученные нами, в которых противопоставляются разные слои общества. (Грибоедов "Горе от ума", Фонвизин "Недоросль", Гоголь "Мертвые души" и т.д.)
2. А в каких произведениях противопоставляются друг другу герои? (А.С. Пушкин "Евгений Онегин", И.С. Тургенев "Отцы и дети")
Вспомните строки из романа "Евгений Онегин", где об этом говорится:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
3. Не можете ли вы назвать два произведения из самостоятельно прочитанных книг, герои которых противопоставлены друг другу? (К. Симонов "Живые и мертвые" - Серпилин и Баранов. Троепольский "Белый Бим. Черное ухо" - Николай Иванович и Серый)
В основу романа "Война и мир" положен прием антитезы. Вот вы взяли в руки роман, приготовились читать …
4. Где вы встретились с противопоставлением? (В названии романа "Война и мир")
5. Скажите, как в сюжете романа реализован этот прием антитезы, заложенный уже в самом названии произведения? (Сцены войны и мира всегда чередуются)
6. Почему Толстой чередует эти сцены? (Писатель хочет показать отношение к войне разных слоев общества; показать, насколько противоположны по своей сути война и мир)
Докажите, что это так.
Крестьяне, солдаты, партизаны, трудовое население городов страдает, вся тяжесть войны ложится на их плечи. Показывают отвагу и смелость, находчивость и ловкость. |
Аристократические круги – сановники, придворные, сословная знать в это время устраивает вечера, званые обеды, балы. |
«Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, залезть в самую середину французов, пройти в день 50 вёрст, - все указывали, посмеиваясь на Тихона Щербатого» |
Аристократическое дворянство не изменило своим традициям и стремлениям даже в тяжёлые дни 1812г. Когда решалась судьба России, оно было охвачено только своими эгоистическими интересами. Толстой пишет: «Самая большая группа людей, которая по своему огромному количеству относилась к другим, как 99 к одному, состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны. (Том 3, ч. 1, гл. 9) |
Контрастные эпизоды и сцены в романе. Назовите их.
Салон А.П. Шерер. Именины Наташи Ростовой (т. 1, ч. 1, гл. 11) Шенграбенское сражение. |
Смотр войск под Браунау. Смерть графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. 7) Аустрелицкое сражение. |
Каждое классическое произведение литературы обязательно раскрывает общечеловеческие ценности. Раскрыты они и в романе "Война и мир".
7. Назовите эти ценности и подтвердите свои ответы примерами. (Патриотизм, героизм, бескорыстие, милосердие, честность, верность, любовь)
Патриотизм простых русских крестьян Карла и Власа выразился в том, что они сжигали сено, отказываясь продавать французам его, даже по дорогой цене. Прекрасен поступок юной Наташи Ростовой. Из поместных деревень к Ростовым пришло 30 подвод для эвакуации из московского дома имущества, за которое им предлагали огромные деньги.
Раненые офицеры, узнав о подводах, стали посылать своих деньщиков к Ростовым с просьбой дать им возможность выехать из Москвы. Старая графиня решительно запротестовала против предоставления подвод раненым, и из-за этого у нее с мужем вышла ссора. Наташа была глубоко потрясена поступком матери и свое возмущение выразила необыкновенно бурно.
Толстой пишет: "По-моему, - вдруг закричала почти Наташа, - обращая свое озлобленное лицо к Пете, - по-моему, - это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?... Горло ее задрожало от судорожных рыданий". (Т. 3, ч. 3, гл. 16)
"Люди эти, увлекаемыми себя страстями, считали себя героями и воображали то, что они делали. Было самое достойное и благородное дело. Они обвиняли Кутузова и говорили, что он с самого начала кампании мешал им победить Наполеона". (Т. 4, ч. 4, гл. 4)
"Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно было сделать и должно было сделать для достижения достойной цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно". (Т. 4, ч. 3, гл. 21)
8. А теперь назовите такие нравственные категории, которые Толстой противопоставляет названным:
"Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора 200 орудий направлены на русских, но что русские все также стоят. Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят", - сказал адъютант. (Т. 3, ч. 2, гл. 38)
Патриотизм Марьи Болконской. (Т. 3, ч. 2, гл. 10)
Карьеризм. Борис Друбецкой и Берг. Разговор с Верой. (Т. 2, ч. 3, гл. 20)
9. А теперь, в свете всего сказанного, разделите на 2 группы действующих лиц романа, противопоставляя их друг другу.
Андрей Болконский |
Посетители салона Шерер |
Пьер Безухов |
Семья Курагиных, Борис Друбецкой |
Николай Ростов, Денисов, Тушин, Тимохин |
Берг, Жарков, Невицкий и др. офицеры |
Наташа Ростова, Марья Болконская |
Элен Курагина, Жюли Карагина |
Также в романе противопоставлены друг другу Кутузов и Наполеон. Это как раз тот новый материал, который мы рассмотрим с вами на сегодняшнем уроке.
Кутузов |
Наполеон |
1. Отказ от всего личного, подчинение своих интересов интересам народа. Народный характер деятельности. 2. Скромность и простота. 3. Искренность, правдивость. 4. Великодушие и сострадание к побеждённым. 5. Верность своему долгу и армии. 6. Отношение к войне как к злому и бесчеловечному делу и признание справедливой оборонительной войны. |
1. Воплощение личностного начала, представление о себе как о творце истории, определяющем судьбы народов Европы. Антинародный характер деятельности. 2. Высокомерие, тщеславие, любовь к мести, стремление к пышности и роскоши. 3. Лицемерие и позёрство. 4. Жестокость, насилие и вероломство. 5. Предательство по отношению к своей армии. 6. Отношение к войне как к средству порабощения народов и создания мировой империи. |
Мы показали характеры действующих лиц, но нельзя забывать о том, что каждый писатель использует для раскрытия характеров определенные приемы.
1. Какие вы знаете приемы характеристики действующих лиц в произведении?
Главное, в чем проявляется характер человека – это поступок. Сцена после боя. Наполеон любуется кровавым зрелищем Аустрелицкого сражения. Горы трупов, стоны раненных, земля, обагренная кровью,- все это доставляет ему удовольствие. Толстой пишет: "На лице его было сиянье самодовольства и счастья". (Т. 1, ч. 3, гл. 19)
Этот эпизод рисует Наполеона жестоким, крайне самоуверенным, равнодушным, упивающимися своими военными успехами, самовлюбленным. А вот психологическое состояние Кутузова.
"Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уйдет сейчас, он будет взят в плен, наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него. "- Вы ранены?" - спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти. – Рана не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих". (Т. 1, ч. 2, гл. 2)
Какую же оценку получил Кутузов в салоне Шерер?
Князь Василий Курагин говорит: "Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов! Хорошо он себя рекомендовал в Букареште! Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой! Он ничего не видит. В жмурки играть... ровно ничего не видит! Никто не возражал на это". (Т. 3, ч. 2, гл. 6)
Наполеон. Старый князь Болконский встретил сына восклицанием: "А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь?"
А наивный граф Ростов сказал: "Все Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры…" Чем этот человек вскружил всем голову?
Выступление ученицы "От поручика до императора".
3. Портрет – один из художественных приемов, при помощи которого Толстой раскрывает образы Кутузова и Наполеона.
"В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатою спиной, с открытою белою головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своею ныряющею, раскачивающеюся походкой". (Т. 3. Ч. 2. Гл. 21)
Это старый человек, но Толстой неоднократно подчеркивает, что на этого человека возложена такая задача, когда физические силы уже покидают человека. "Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий". (Т. 3. Ч. 2. Гл. 21)
Наполеон показан в разные времена – это крепкий, здоровый человек.
"Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиной, то обросшею жирною грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело…". (Т. 3., ч. 2., гл. 26)
Он был маленький человек с неприятно притворной улыбкой на лице, с "жирной грудью", "круглый животом" и "жирными ляжками коротеньких ног".
4. Толстой мастерски пользуется приемами речевой характеристики (стр. 107)
Речь Кутузова богата и разнообразна по лексическому составу, по синтаксическому строю и по оттенкам интонации. Он говорит на приятном в дворянской среде языке, когда ему приходится изъясняться с представителями светского общества. Но он прекрасно использует и просторечия, когда разговаривает с солдатами. Когда пишет донесения, то пользуется конструкциями, принятыми в государственных учреждениях.
Вывод: Скажите, что подчеркнул этими приемами Толстой? (Показал, какие они разные, не похожие друг на друга)
Учитель: Итак, на страницах романа предстают перед читателем два очень интересных действующих лица – Наполеон и Кутузов. Они отличаются от других действующих лиц романа тем, что это исторические личности. Если другие действующие лица имели прототипы и в них был вымысел, то Кутузов и Наполеон – это реально существующие люди.
А роман-эпопея – это такой жанр, который предполагает среди действующих лиц наличие исторических личностей. Каждый писатель, создавая произведение, раскрывает в нем свое видение истории, эпохи, личностей. Не случайно, наш с вами современник Окуджава Б.Ш., характеризуя писательский труд, говорит: "Каждый пишет, как он слышит".
Вот и Толстой, рисуя образы Кутузова и Наполеона, раскрыл в них свой взгляд на роль личности в истории. Но с этим можем соглашаться и не соглашаться, но знать мы должны.
В чем этот взгляд проявился?
Изучая исторические документы и сочинения, относящиеся к изображенной в романе эпохе, Толстой пришел к выводу о крайнем пристрастии и несправедливости историков в оценке деятельности Кутузова и Наполеона. Историки в своих трудах недооценивали, роль и значение Кутузова в Отечественной войне 1812 года, отказывали ему в полководческом таланте и в твердости характера.
В отношении же деятельности Наполеона у историков наблюдается прямо противоположное отношение: возвеличивание его во что бы ни стало, прославить его как гениального полководца и великого исторического деятеля. Только великие поэты, предшественники Толстого, сказали слова правды: Крылов "Волк на псарне", Пушкин "Перед гробницею святой", Лермонтов "Бородино".
Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель считал, что ход истории решает народная масса, что все исторические события предопределены свыше. Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по Толстому, беспечны.
Именно поэтому Наполеону противопоставлен Кутузов, истинно народный полководец, величие которого и в его простоте, скромности, подлинном гуманизме.
Домашнее задание