Представленный урок рассчитан на учащихся 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида. Урок проводится по плану, составленному в соответствии с программой Воронковой В. В. по учебнику «История России» (авторы Б.П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина). Сопровождается презентацией.
Пояснительная записка
Учащиеся коррекционной школы VIII вида в силу своих психофизических особенностей обладают недостаточным объемом восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Внимание у детей с ограниченными возможностями здоровья неустойчивое, преобладает наглядно – образное мышление.
Поэтому в своей работе я применяю особые формы и методы, которые помогают развивать ключевые компетентностей детей:
- Коммуникативные;
- Социальные;
- Трудовые;
- Информационные.
В рамках реализации Программы развития школы «Развитие ключевых компетентностей обучающихся МКСКОУ СКОШ VIII вида» применяю продуктивные технологии обучения: личностно – ориентированный, индивидуализация и дифференциация обучения, работа в группах, в парах, деловая игра, элементы проектирования.
В результате повышается мотивация к уроку, наблюдается личностное развитие учащихся, что положительно влияет на качество обучения.
Тема «Блокада Ленинграда» является центральной в системе уроков про мужество советских людей во время ВОВ.
Целью данного урока является воспитание патриотизма, развитие коммуникативных компетентностей обучающихся, способствующих духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в социальной адаптации воспитанников МКСКОУ СКОШ VIII вида.
Основные формы и методы, используемые на уроке:
- Беседа;
- Взаимосвязь с другими темами данного предмета;
- Постановка и решение проблемного вопроса;
- Самостоятельный поиск информации;
- Блиц – турнир;
- Прослушивание песни «От героев былых времен»;
- Слайдовая презентация;
- Кроссворд;
- Доклад учащегося (самостоятельная подготовка ученика);
- Работа по учебнику.
Урок проводился в рамках предметной недели Истории. Учащиеся 9 класса приняли активное участие на этом мероприятии:
- выпустили стенгазету «Наши деды – славные победы»;
- самостоятельно провели викторины по истории России, с целью выявления лучшего знатока истории в школе среди учащихся 7-9 классов.
- подготовила стенда «Ничто не забыто, никто не забыт»
Участие в неделе истории стимулировало познавательный интерес учащихся к изучению истории ВОВ. Подготовка учащимися материалов и постановка проблем научила работать с документами, фотохрониками, таблицами статических данных, делать выводы, формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию.
Изучение такой дисциплины как история призвана обогатит знания, расширить кругозор школьников в области исторического прошлого нашей Отечества, воспитывать их на примерах мужества, героизма и мудрости народов России, изучать традиции своего народа, а также развивать коммуникативные способности учащихся. Коллективизм, чувство долго, ответственность перед страной и ее жителями.
Спектр целевых ориентаций: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
коррекционно-образовательные: объяснить понятие «блокада», познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.
коррекционно - развивающие: развитие коммуникативных компетентностей, умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
коррекционно-воспитательные: объяснить, почему в обществе бережно охраняется традиция посещать кладбища, сохранять могилы героев, павших за Отечество; воспитывать гордость за свое Отечество.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Огр. момент. (Прослушивание песни «От героев былых времён» в исполнении Евгения Аграновича).
Учитель |
Ученик |
О чем мы прослушали песню? |
О Великой Отечественной Войне |
Когда была война эта война? |
С 22 июня 1941года по 9 мая 1945 год |
В каком веке? Покажите на ленте времени? |
В 20 веке |
Сейчас какой век? |
21 век |
А мы помним про эту жестокую войну? Чествуем ветеранов? Отмечаем день победы? |
Мы смотрим фильмы про эту войну, встречаемся с ветеранами, читаем в книгах. Каждый год отмечаем день победы 9го мая, ходим в парковую зону, возлагаем цветы к памятнику. |
Как вы думаете почему? |
Это наша история, наше прошлое. Мы должны знать свою историю, чтобы в будущем как можно меньше допускать ошибки. |
2. Повторение пройденного материала.
Блиц - турнир.
Слайд. Вопросы блиц – турнира.
- Когда началась ВОВ?
- Когда началось наступление на Москву?
- Кто руководил ГКО?
- Какое новое оружие появилось на фронтах войны?
- Зачем эвакуировали промышленные предприятия вглубь страны?
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель |
Ученик |
Посмотрите на фотографии этих городов. О боях за какой город мы с вами говорили на прошлом уроке? |
О Москве. Сегодня будем говорить о Ленинграде. |
Сегодня мы с вами поговорим о боях за Ленинград. Скажите, о боях за какой город мы будем говорить на следующем уроке? |
О городе герое – Сталинграде. |
Слайд. Карта.
Учитель |
Ученик |
Можно ли на карте найти город Ленинград? Почему? Как сейчас называется этот город? |
На карте невозможно найти город Ленинград, потому что теперь он называется Санкт - Петербург |
Историю переименования расскажет Айнур.
|
История наименования города Санкт-Петербург (нем. город Св. Петра), а также первоначальная (нидерландская) форма официального названия Sankt Pieter Burch (Сан(к)тпитербурхъ) — со дня основания города 16 мая 1703 года до 18 августа 1914 года; в честь апостола Петра — небесного покровителя Петра I. Первоначально так была названа крепость, заложенная в середине мая 1703 года на Заячьем острове, вскоре название распространилось на весь город. В неофициальном употреблении город называли Петербург, а в просторечии — Питер. 18 августа 1914 года принято второе в истории города официальное имя — Петроград — после вступления России в Первую мировую войну, как более патриотическое, взамен немецкого названия «Санкт-Петербург». 26 января 1924 года II Всесоюзный Съезд Советов СССР удовлетворил просьбу Петросовета (инициатива Григория Зиновьева) и переименовал своим постановлением Петроград в Ленинград. Город был назван в честь В. И. Ленина, революционера, одного из организаторов Октябрьской революции 1917, основателя и руководителя Советского государства. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года № 1643-1 городу возвращено его первоначальное наименование — Санкт-Петербург. На протяжении 1990-х и в начале XXI в. в речи некоторых людей старшего поколения продолжает встречаться прежнее название — «Ленинград», в то время как из речи людей помоложе оно исчезло практически мгновенно. |
4. Итак, мы сегодня будем говорить о боях за город Ленинград. Тема сегодняшнего урока: «Блокада Ленинграда»
Слайд. Тема урока.
5. Словарная работа.
Учитель |
Ученик |
Как вы понимаете слово блокада? |
Блокировать что либо. Оцеплять. |
Прочитает из словаря Артур. |
Чтение из словаря Даля. |
Похожи ли определения? Какое определение подходит для сегодняшнего урока? Правильно. Блокада – кольцо окружения города группировкой противника. |
Блокада – кольцо окружения города группировкой противника. |
Слайд о блокаде.
Учитель |
Ученик |
Противник - в данном случаи? |
Войска немецких фашистов |
Кто хотел истощить и принудить к капитуляции? |
Гитлер хотел истощить и принудить к капитуляции. |
Несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать Ленинград в бинокль. |
|
6. Объяснение нового материала.
Учитель |
Ученик |
Я сейчас буду вам рассказывать, а после вы ответите на вопрос, который сейчас на экране. - Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? Слайд. До войны. В Ленинграде находились крупнейшие советские военные мероприятия. Ленинград являлся - Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города? (Слайды) Вражеская авиация и артиллерия ежедневно бомбили и обстреливали город. Эвакуация жителей. Тысячи ленинградцев вышли на строительства оборонительных сооружении. Они рыли окопы, делали земляные насыпи, обносили их колючей проволокой. Маскировочными сетками и пустыми мешками закрывали скульптуры, чтобы их не было видно с воздуха. Немцы пытались прорваться в Ленинград и непрерывно атаковали советские войска. Шли кровопролитные бои за каждый метр ленинградской земли. Сотни солдат гибли под обстрелом неприятельской артиллерии. На помощь им в городе начали формироваться отряды ополченцев. Все ленинградцы, кто способен был держать оружие, вышли на защиту города. На работу вышли женщины, дети, старики. Наступила зима. Отопление, свет и воду в квартирах отключили. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву. В комнатах ленинградцы ставили железные печки, которые топились книгами и мебелью. Слайд. Буржуйка. Так им приходилось обогреваться. На этих печках кипятили воду и готовили еду. Печки быстро остывали, и в них приходилось подкладывать все новое и новое топливо. Горожане прозвали их за это «буржуйками». Посмотрите на рисунок. Что вы видите? Бомбёжки были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод, (Слайды до куска хлеба). Ели все: жмых, опилки, казеиновый клей. |
Холод, голод, железную печку. |
Физминутка.
Мы с вами поиграем. Я буду говорить слова. Если эти слова как-то связаны с блокадой, вы
встаёте. Если нет-сидите.
Голод.
Торт.
Холод.
Мороженое.
Бомбёжки.
7. Работа по учебнику
Учитель |
Ученик |
Прочитайте последний абзац на стр.184. Что для вас непонятного в этом абзаце? Рассмотрение «Дороги жизни»
|
Норма хлеба по карточкам все уменьшалась. Положение в городе стало катастрофическим. Тогда ГКО принял решение проложить дорогу в город по льду Ладожского озера. |
Почему дорогу по Ладожскому озеру назвали «Дорогой жизни»?
|
Под постоянным огнем противника бойцы стали расчищать ладожский лед от снега. По льду пошли первые автомобили с продовольствием и медикаментами. Обратно на них отправляли истощенных голодом женщин и детей. Эта дорога действовала всю зиму, пока весной лед не растаял. Но она помогла горожанам выжить. За это ладожскую дорогу жители города назвали «Дорогой жизни». |
(Слайд «Дорога жизни»)
Учитель.
900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Тысячи людей погибли под артиллерийским обстрелом, умерли от голода и холода. Но, несмотря на все трудности, ленинградцы выстояли и выжили. Фашисты просчитались. Жители нашли в себе силы и очищали город, делали грядки и высаживали рассаду. Население всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Их пример служил во время войны примером стойкости для всех советских людей. Но лишь к 1943 году советские войска смогли прорвать блокаду Ленинграда. Окончательно город был освобожден только в 1944 году.
Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой! Тысячи ленинградцев лежат на Пискарёвском кладбище в братских могилах. Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1941,1942,1943,1944. Центр мемориала - 6-ти метровая величественная бронзовая фигура
Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев - это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям.
Слайд. Мемориал Родины – матери.
Учитель |
Ученик |
Сколько дней длилась блокада? |
900 дней и ночей |
Почему спустя столько лет мы помним блокаду Ленинграда? Отмечаем этот день 27
|
В этой войне погибло огромное количество наших соотечественников. Они сражались за нашу Родину, за то, чтобы мы жили свободно в нашей стране, говори на родном языке. Мы не имеем права забыть о подвигах этих людей. Мы им обязаны. И наши дети тоже будут об этом говорить и гордится своими прапрадедушками, прапрабабушками. |
|
Мы были бы рабами. У нас не было бы своего языка, своей культуры. |
8. Первичное закрепление. Кроссворд.
9. Игра «Снежный ком»
Цель: развитие аудиальной памяти, внимания.
Каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавляя к ним новое слово. Слова на тему «Война»
10. Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
12. Оценки.