Данный материал может быть использован учителем для проведения уроков информатики в 9 классе при изучении темы «Типы алгоритмов».
Цели урока:
Требования к знаниям учащихся: учащиеся должны, прочитав условие задачи, уметь составлять алгоритм в виде блок-схемы.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
- Понятие алгоритма, привести пример.
- Свойства алгоритма.
- Способы представления алгоритма.
- Понятие исполнителя. Системы команд исполнителя. Привести пример.
- Основные блоки блок-схемы
Алгоритмический язык – это система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнителей.
Общий вид алгоритма, записываемого на алгоритмическом языке.
Алг название алгоритма
Нач
Команды алгоритма
Кон
Типы алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с линейными и разветвляющимися алгоритмами.
Линейный алгоритм строится на основе структуры «следование» и имеет одну ветвь обработки. Само название линейный – говорит о том, что действия в алгоритме выполняются строго по прямой линии.
Вторая базовая структура – структура «развилка» - состоит из логического элемента «условие» и функциональных блоков, которые в простейшем случае представлены блоком «действие»
«Развилка» может быть двух видов:
а) Полная условная конструкция
работает эта структура следующим образом: если заданное условие выполняется, то исполнить действие 1, в противном случае исполняется действие 2.
б) неполная условная конструкция. Если условие не выполняется ничего не исполняется.
Разветвленный алгоритм содержит одно или несколько логических условий и имеет несколько ветвей обработки.
Рассмотрим пример: Составим блок-схему алгоритма поиска большего из двух чисел А и В.
1. Линейный алгоритм
Задача №1. Периметр треугольника равен Р, длина одной стороны равна А, а другой - В. Найти длину третьей стороны.
Задача №2. Составьте условие задачи по представленному алгоритму.
2. Разветвляющийся алгоритм
Задача №1. Сравните два числа, большее из них уменьшите в 2 раза, а меньшее уменьшите на 2.
Задача №2. Даны три числа а, Ь и c. Составить алгоритм, определяющий большее из трех чисел.
Домашнее задание
§1.9. стр 22-28, прочитать лекцию, выучить схемы изображения типов алгоритма.