Задачи урока:
Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез, амитоз, апоптоз.
Результаты урока: знание сущности митотического цикла: интерфазы, редупликации ДНК, митоза, фаз митотического деления и преобразования хромосом.
Учитель: Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает - от других организмов, от болезней или просто от старости.
- Но, тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.
- Проанализируйте этот факт и ответьте на вопрос:
- Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите термин "размножение"?
Работа в группе кластер к понятию
Размножение - важнейшее свойство живых организмов, которое обеспечивает сохранение видов в ряду поколений
Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы. (детеныш бурого медведя весит не более 500 г, а взрослая особь 200 кг и более)
- Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов? (Деление клетки)
- Верно, "Все клетки происходят только от другой клетки", "Каждая клетка - из клетки", чьи слова? (Рудольф Вирхов - немецкий ученый)
- Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока, каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты. Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока)
Тема урока: "Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз".
- Что такое жизненный цикл клетки? Зачем нужен митоз. Его биологическая роль. Чем митоз отличается от амитоза?
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно по этой теме.
Беседа по вопросам, которые необходимо для изучения нового материала
В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.
Слово учителя о жизненном цикле клетки
Жизнь клетки от момента ее появления в процессе деления материнской клетки и до ее собственного деления, включая это деление, или гибели получила название клеточного или жизненного цикла. (запись)
В течение этого цикла клетка растет, видоизменяется таким образом, чтобы успешно выполнять свои функции в организме. (этот процесс называется дифференцировкой клетки), затем она выполняет свои функции в течение опред времени, по истечении кот делится, образуя новые клетки.
- Почему говорят: Береги себя! Нервные клетки не восстанавливаются?
В соответствии со специализацией (опред. строение и функции) клетки обладают разной продолжительностью жизни. Например, нервные и мышечные клетки функционируют на протяжении всей жизни организма, Другие, например, клетки костного мозга, эпителия тонкого кишечника быстро погибают (продлить жизни клеток кишечного эпителия - 1-2 дня, ежедневно их погибает около 70 млрд.
- Почему клетки многоклеточного организма не могут делиться бесконечно? (индивидуальный поиск информации в учебнике §28 с. 109)
Жизненный цикл клетки - митотический цикл (подготовка клетки к делению + само деление) + периоды покоя (клетка выполняет свои функции в организме)/
Интерфаза делится на 3 периода:
Задание: посмотреть видеофрагмент "Интерфаза", сделать записи - процессы, происходящие в периоды интерфазы.
Вывод:
Интерфаза - период подготовки клетки к делению.
Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков
После этого наступает деление клетки - митоз, его продолжительность – от 30 мин до 3 часов.
Митоз - процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого наследственный материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между дочерними клетками.
Митоз включает 2 процесса: деление ядра (кариокинез) и деление цитоплазмы (цитокинез 4 фазы митоза – цикл (ПМАТ)
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает лист с заданием.
Используя учебник, разобрать процессы, протекающие в указанной фазе, сделать схематический рисунок стадии. По окончании работы каждая группа дает харатеристику своей фазы. Схема на доске.
Все предложенные схемы, выводы, определения, записываются в тетрадь.
Слово учителя
- А сейчас минутка психологической разгрузки. Сядьте поудобнее. Примите расслабленную позу, плечи расслабьте, отклонитесь на спинку стула.
- Ребята, в стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения.
Стихотворение
Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,
А как он протекает? - это главный вопрос.
Об этом не скажешь ведь в двух словах,
Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.
Интерфаза длится дольше, чем само деление,
Очень быстро происходит ДНК удвоение.
Идет биосинтез, активны ферменты.
Клетка растет, образует органоиды и элементы
Затем следует митотическое деление,
Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.
Внимательно на них ты посмотри.
Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.
Глава семьи - папа (всем ясно сразу),
И первая фраза митоза - профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления -
Появляются нити веретена деления.
Мама - солнышко наше, тепло, доброта.
Метафаза - вторая фаза митоза всегда.
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватора
Дочка - Аня в семье - просто принцесса.
Анафаза - третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам -
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.
Сынок в семье Толя - ну, как по заказу
Четвертая фаза митоза - телофаза.
Хромосомы раскручиваются, у них выход один -
Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и органоидов клетки.
Появляются две прелестные, чудные детки,
Имеют диплоидный набор дочерние клетки
И в точности похожи на материнскую клетку.
Учитель: А теперь ответьте на вопрос. В чем же заключается биологическое значение митоза.
Прием "Мозговой штурм"
Учащиеся предлагают свои варианты, обсуждение, общий вывод:
Самостоятельная работа "Нарушение митоза"
Составить логические пары: тип воздействия – последствия.
Правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются.
Такие хромосомы не способны двигаться например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления.
Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом".
Задание "Амитоз"
Выделите из текста "опорные" точки, т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза.
Амитоз - прямое деление ядер путем перетяжки. Амитоз не сопровождается сложной перестройкой всей клетки: не происходит спирализация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии.
Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, зародышевые оболочки млекопитающих. Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании, после него клетки не способны к митотическому делению".
Коллективная работа
Найти ключевые процессы, характерные для профазы, метафазы, анафазы и телофазы:
Задание на самоанализ
- И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
Домашнее задание
Изучить, § 28-29, письменно ответить на вопрос, чем отличается митоз у растений и животных.
Творческое задание для сильных учащихся: Подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет о причинах нарушений протекания процесса митоза.