Урок биологии в 10 классе на тему "Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз"

Задачи урока:

  • Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток.
  • Углубить знания о фазах митоза, создать представления об амитозе;
  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез, амитоз, апоптоз.

Результаты урока: знание сущности митотического цикла: интерфазы, редупликации ДНК, митоза, фаз митотического деления и преобразования хромосом.

Ход урока

Актуализация знаний

Учитель: Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает - от других организмов, от болезней или просто от старости.

- Но, тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.

- Проанализируйте этот факт и ответьте на вопрос:

- Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите термин "размножение"?

Работа в группе кластер к понятию

Размножение - важнейшее свойство живых организмов, которое обеспечивает сохранение видов в ряду поколений

Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы. (детеныш бурого медведя весит не более 500 г, а взрослая особь 200 кг и более)

- Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов? (Деление клетки)
- Верно, "Все клетки происходят только от другой клетки", "Каждая клетка - из клетки", чьи слова? (Рудольф Вирхов - немецкий ученый)

- Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока, каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты. Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока)

Тема урока: "Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз".
- Что такое жизненный цикл клетки? Зачем нужен митоз. Его биологическая роль. Чем митоз отличается от амитоза?
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно по этой теме.

Беседа по вопросам, которые необходимо для изучения нового материала

  1. Что вы знаете о делении клетки? (жизненное свойство клетки)
  2. Что такое клеточный центр? (органоид из 2-х центриолей в делении)
  3. Что является хранителем наследственной информации? (ДНК)
  4. Что такое редупликация ДНК? (удвоение молекул ДНК)
  5. Что такое гаплоидный набор хромосом? (одинарный, характерный для половых клеток)
  6. Что такое диплоидный набор хромосом? (двойной, у соматических клеток)

В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

Изучение нового материала. Осмысление

Слово учителя о жизненном цикле клетки

Жизнь клетки от момента ее появления в процессе деления материнской клетки и до ее собственного деления, включая это деление, или гибели получила название клеточного или жизненного цикла. (запись)

В течение этого цикла клетка растет, видоизменяется таким образом, чтобы успешно выполнять свои функции в организме. (этот процесс называется дифференцировкой клетки), затем она выполняет свои функции в течение опред времени, по истечении кот делится, образуя новые клетки.

- Почему говорят: Береги себя! Нервные клетки не восстанавливаются?

В соответствии со специализацией (опред. строение и функции) клетки обладают разной продолжительностью жизни. Например, нервные и мышечные клетки функционируют на протяжении всей жизни организма, Другие, например, клетки костного мозга, эпителия тонкого кишечника быстро погибают (продлить жизни клеток кишечного эпителия - 1-2 дня, ежедневно их погибает около 70 млрд.

- Почему клетки многоклеточного организма не могут делиться бесконечно? (индивидуальный поиск информации в учебнике §28 с. 109)

Жизненный цикл клетки - митотический цикл (подготовка клетки к делению + само деление) + периоды покоя (клетка выполняет свои функции в организме)/

Интерфаза делится на 3 периода:

  1. Пресинтетический (от нескольких часов до нескольких суток)
  2. Синтетический (6-10 часов)
  3. Постсинтетический (2-5 часов)

Задание: посмотреть видеофрагмент "Интерфаза", сделать записи - процессы, происходящие в периоды интерфазы.

Вывод:

Интерфаза - период подготовки клетки к делению.

Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков

После этого наступает деление клетки - митоз, его продолжительность – от 30 мин до 3 часов.

Митоз - процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого наследственный материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между дочерними клетками.

Митоз включает 2 процесса: деление ядра (кариокинез) и деление цитоплазмы (цитокинез 4 фазы митоза – цикл (ПМАТ)
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает лист с заданием.

Используя учебник, разобрать процессы, протекающие в указанной фазе, сделать схематический рисунок стадии. По окончании работы каждая группа дает харатеристику своей фазы. Схема на доске.

  • "Фазы митоза: профаза"
  • "Фазы митоза: метафаза"
  • "Фазы митоза: анафаза"
  • "Фазы митоза: телофаза"

Все предложенные схемы, выводы, определения, записываются в тетрадь.

МитозМитоз

Слово учителя

- А сейчас минутка психологической разгрузки. Сядьте поудобнее. Примите расслабленную позу, плечи расслабьте, отклонитесь на спинку стула.
- Ребята, в стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения.

Стихотворение

Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,
А как он протекает? - это главный вопрос.
Об этом не скажешь ведь в двух словах,
Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,
Очень быстро происходит ДНК удвоение.
Идет биосинтез, активны ферменты.
Клетка растет, образует органоиды и элементы

Затем следует митотическое деление,
Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.
Внимательно на них ты посмотри.
Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.

Глава семьи - папа (всем ясно сразу),
И первая фраза митоза - профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления -
Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.
Метафаза - вторая фаза митоза всегда.
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.
Анафаза - третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам -
Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.
Сынок в семье Толя - ну, как по заказу
Четвертая фаза митоза - телофаза.

Хромосомы раскручиваются, у них выход один -
Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и органоидов клетки.

Появляются две прелестные, чудные детки,
Имеют диплоидный набор дочерние клетки
И в точности похожи на материнскую клетку.

Учитель: А теперь ответьте на вопрос. В чем же заключается биологическое значение митоза.

Прием "Мозговой штурм"

Учащиеся предлагают свои варианты, обсуждение, общий вывод:

  1. Воспроизведение клеток с качественно и количественно одинаковой генетической информацией.
  2. Лежит в основе процессов роста и развития.
  3. В основе процессов заживления повреждений и бесполового размножения.

Самостоятельная работа "Нарушение митоза"

Составить логические пары: тип воздействия – последствия.

Правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются.

Такие хромосомы не способны двигаться например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления.

Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом".

  1. воздействие рентгеновских лучей - разрыв ДНК хромосомы, разрыв самой хромосомы;
  2. химические вещества (спирты, фенолы) - нарушение согласованности митотических процессов. Разная скорость движения хромосом;
  3. цитостатики, например, колхицин и колцемид- не образуются нити веретена деления, остановка деления на стадии прометафазы, в ядре возникает удвоенный набор хромосом.

Задание "Амитоз"

Выделите из текста "опорные" точки, т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза.

Амитоз - прямое деление ядер путем перетяжки. Амитоз не сопровождается сложной перестройкой всей клетки: не происходит спирализация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии.

Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, зародышевые оболочки млекопитающих. Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании, после него клетки не способны к митотическому делению".

Первичное закрепление

Коллективная работа

Найти ключевые процессы, характерные для профазы, метафазы, анафазы и телофазы:

  1. Расположение хромосом по экватору. (М)
  2. Растворение ядерной оболочки. (П)
  3. Формирование ядерной оболочки. (Т)
  4. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам. (М)
  5. Исчезновение нитей веретена деления. (Т)
  6. Расхождение хромосом к полюсам клетки. (А)
  7. Спирализация хромосом. (П)
  8. Расхождение центриолей к полюсам. (П)
  9. Появление в цитоплазме перетяжки. (Т)
  10. Дочерние хромосомы деспирализуются у полюсов клетки. (Т)

Рефлексия

Задание на самоанализ

  1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке.
  2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова "Оказывается …"

- И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

  • Сегодня я узнал …
  • На уроке я узнал …
  • Свой результат могу оценить так…

Домашнее задание

Изучить, § 28-29, письменно ответить на вопрос, чем отличается митоз у растений и животных.
Творческое задание для сильных учащихся: Подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет о причинах нарушений протекания процесса митоза.

Размер:
39.04 Kb
Скачали:
13